Сторонники и противники небоскреба "Лахта–центр", уверенные в своей правоте, твердо знают, как башня влияет на город. Но степень этого влияния пока оценить трудно. Хотя уже понятно, что жизнь на северной окраине Петербурга активизировалась.
Архитектурный ландшафт Петербурга зависит не только от личности и настроения смотрящего, но в большей степени от места, с которого этот ландшафт пытаются разглядеть. Один вид возникает с Исаакиевской площади, другой — среди пятиэтажек в Купчино.
Тамара Попова, руководитель отдела развития продуктов и разработки концепций Группы RBI (входят компании RBI и "Северный город"), считает концепцию "Лахта–центра", созданную британским архитектором Тони Кеттлом, достаточно гармоничной. "Она не диссонирует ни с локацией, ни с городом в целом, — уверена эксперт. — И даже в Петербурге, который часто называют плоским городом, есть свои исторические архитектурные доминанты — например, такие как Петропавловка и Исаакиевский собор".
Городской контекст
"Здание "Лахта–центра" изменило облик города, но ни в коей мере его не изуродовало, — говорит Евгений Богданов, основатель проектного бюро Rumpu. — Оно не вписалось в городской контекст, потому что Петербург — это плоский, малоэтажный город. Однако в Петербурге есть много невысоких, но крайне уродливых зданий, которые гораздо больше портят наши исторические панорамы. А "Лахта–центр" сам по себе — это красивое, качественное здание".
По воле градозащитников строительство центрального офиса "Газпрома" из Охты перенесли в Лахту. Вроде на окраину, но получилось, что башня видна практически из любой точки в центральной и околоцентральной части города. Одних это раздражает, другим нравится.
"Жители многих мировых культурных и исторических центров, которые имеют еще более длинную историю, чем Петербург, спокойно относятся к созданию подобных небоскребов. Например, Дефанс, который находится примерно на том же расстоянии от центра Парижа, что и "Лахта–центр" от центра Петербурга, точно так же виден из многих мест Парижа", — говорит генеральный директор АН "Адвекс. Недвижимость" Владимир Гаврильчук.
Некоторые эксперты считают, что небоскреб в Лахте, особенно вкупе с острыми пиками нового футбольного стадиона "Газпром–арена", можно считать новой панорамой Петербурга.
Директор департамента недвижимости Группы ЦДС Сергей Терентьев считает, что в Лахте небоскреб находится на удачном месте и уже стал элементом морского фасада Петербурга. "Для прибрежных спальных районов — причем не только для северных, но и для юго–западных окраин — "Лахта–центр" создал нестандартный видовой ансамбль", — комментирует Тамара Попова.
Точка роста
Эксперты отмечают, что с появлением газпромовской высотки помимо эстетического преимущества город получил еще одну, весьма мощную "точку роста". По словам Владимира Гаврильчука, приход в Петербург такого налогоплательщика, как "Газпром", оживил ситуацию во многих сферах городской жизнедеятельности. "Наличие экономического потенциала, который, безусловно, вырастет, — это большой плюс для города", — убежден эксперт.
Наиболее позитивным для петербуржцев событием является строительство новых дорожных магистралей у "Лахта–центра", связывающих район с остальной частью Петербурга.
Так, к концу 2020 года к уже действующей дорожной сети Приморского района добавится несколько новых участков дорог и примыканий, в которые войдет дорога с круговым движением и две новые магистральные улицы районного значения. Кроме того, предполагается строительство двух эстакад с выделенным велопешеходным тротуаром. Одна из них протянется к ул. Савушкина, другая, ведущая к Приморскому шоссе, пройдет над заливом.
Планируется также связать разрозненные участки Шуваловского пр. и Туристской ул., закончить работы по расширению Богатырского пр., построить развязки на перекрестке Савушкина и Планерной ул., благодаря чему пропускная способность магистралей, соединяющих район с городом, увеличится в 2 раза.
Без появления качественных транспортных маршрутов планы "Газпрома" по созданию новой точки культурной жизни на окраине, которая может стать альтернативной историческому центру, не смогли бы реализоваться. А планы у нефтегазового концерна в этом смысле грандиозные. Например, рядом с башней появятся две набережные, открытый амфитеатр на берегу Финского залива, академия тенниса, активно ведется работа по разработке концепции яхт–клуба в Лахте, который предполагается построить к 2022 году.
Перемены вектора
Функционал небоскреба также будет расширен. Помимо магазинов, на окружающей территории появятся общественные пространства: планетарий в форме гигантского шара с панорамой неба, позволяющий увидеть 10 млн звезд, научно–образовательный центр и многофункциональный зал с возможностью 15 трансформаций.
"Подобного рода объекты являются не только мощными центрами притяжения, но и формируют новые векторы развития, — говорит Владимир Гаврильчук. — Не является исключением и "Лахта–центр", благодаря которому произошел целый ряд позитивных изменений не только в жизни прилегающих районов, но и города в целом".
Наталья Осетрова, генеральный директор проекта Gatchina Gardens, отмечает, что именно благодаря надеждам на будущее внимание сотрудников "Газпрома" меняется облик и Московского района. "Второй район размещения "Газпрома" после "Лахта–центра" — это, конечно, юг Петербурга, где точками притяжения являются деловой центр Московского района, Пулково и "ЭкспоФорум". Причем перемены очевидны не только в недвижимости. Мы видим, как быстро сменились вывески ресторанов и бутиков на Московском пр.: масс–маркет уступил место фешенебельным заведениям, и все это произошло за последние 2 года".
По мнению эксперта, развитие этой тенденции мы будем наблюдать и дальше.