У книги Сергея Ястребова характеристики как у какого–нибудь стаффордшира, чемпиона породы. Автор — известный популяризатор науки, биолог (МГУ с отличием). Научный редактор — знаменитый Александр Марков, завкафедрой эволюционной биологии МГУ, автор бестселлера "Эволюция человека". Главная идея гениальна: рассказать, как устроена жизнь на Земле, то есть по какому транспортному коридору неживое переходит в живое. Все рецензии восторженны: "легко", "непринужденно", "огромное удовольствие". И, наконец, большая золотая медаль на выставке: премия "Просветитель" по итогам 2018 года. Выше этого в мире российского нон–фикшен нет ничего. В общем, однозначный резон идти в магазин. Где можно пробежать глазами предисловие: небольшое, элегантное, убеждающее, что книга рассчитана на "образованного небиолога", которому хотелось бы понять, как смотрит на жизнь современная биология. Ну и как вы, будучи честным человеком, после этого поступите?..
И вот вы приходите домой, и открываете, и читаете, и даже, возможно, прочитываете первые страниц пятьдесят. А потом ловите себя на том, что в пятый раз перечитываете: "Если в создании пептидной связи примут участие карбоксильная группа глицина и аминогруппа аланина, дипептид будет таким: NH2-CH2-CO-NH-CH (CH3)-COOH. Но возможен и другой случай, когда пептидную связь образуют, наоборот, карбоксильная группа аланина и аминогруппа глицина. Тогда пептид получится вот таким: NH2-CH (CH3)-CO-NH-CH2-COOH".
Ок, усилие воли, рывок. "Однако возможна ситуация, когда на месте сукцината окажется малонат — анион малоновой кислоты, отличающейся от янтарной на один атом углерода (HOOC–CH2-COOH). Молекула малоната приблизительно подходит по форме к активному центру сукцинатдегидрогеназы и может его занять. Но, поскольку соответствие все–таки неточное, никакой реакции в этом случае не произойдет. Активный центр сукцинатдегидрогеназы будет заблокирован. Это называется конкурентным ингибированием".
Я, знаете ли, хоть и "необразованный небиолог", но в школьном анамнезе имел 1–е место на городской, областной и 10–е — на республиканской олимпиаде по химии. И понимаю, что меня надули. "От атомов к древу" никакой не нон–фикшен, а учебное пособие по органической химии и биологии для поступающих в вузы. Или даже уже поступивших. Знаю: штудировал в свое время пособие Хомченко…
Разница между нон–фикшен и учебником кажется несущественной, но на самом деле огромна и принципиальна. Нон–фикшен объясняет, а учебник учит. Могу вам за час объяснить разницу между английским и немецким языками, но ни один язык не выучите и за год.
Учебник требует усилия, времени, запоминания: он вводит в науку, делает читающего частью сообщества. Книжка нон–фикшен всего лишь делает стены в лаборатории прозрачными. Если разница не обозначена, чувствуешь себя обманутым. У меня такое случалось. Открыв для себя — и влюбившись! — биолога Ричарда Докинза, я после "Слепого часовщика" и "Эгоистичного гена" (отличных популярных книг) ринулся читать хваленый "Расширенный фенотип". Через неделю обнаружил себя увязшим в первых главах, что "Святой Фока" во льдах. В растерянности позвонил тому самому Александру Маркову. "Это же учебник для старших курсов биофаков!.. — отозвался он обреченно. — А на какой вы застряли странице? Сто какой–то? Очень, знаете ли, неплохой результат!"
Поэтому проблема не в Ястребове, а в издательстве и в оргкомитете премии "Просветитель". У нас правом на маркировку "учебник" и "учебное пособие" обладают лишь министерства. Но пришла пора придумать, как эту монополию обходить. Тогда никаких претензий. Предупрежден — значит вооружен.
Ведь как учебное пособие "От атомов к древу" написано действительно замечательно и даже легко. С чем автора и следует поздравить.
Топ–3
Самый продаваемый нон–фикшен в Петербурге
— «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым», М. Лабковский
— «Пиши, сокращай: Как создавать сильные тексты», Л. Сарычева
— «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза», А. Курпатов
По данным сети магазинов «Буквоед»