Послезавтра президент России выступит с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Несмотря на то что данный формат существует уже четверть века, традицию обращения главы государства к Государственной думе и Совету федерации можно считать новой.
Взаимоотношения между первым лицом страны и парламентом, например, в Великобритании или даже в Соединенных Штатах Америки складывались столетиями. У нас же последний российский император пытался наладить какой–то диалог с парламентом, потратив на это почти 10 лет, но, как мы помним, все закончилось печально. И для него, и для той самой Государственной думы. Караул, как мы помним, быстро устал.
Некоторые европейские монархи по сию пору ежегодно выступают перед своим парламентом с "тронной речью", суть которой — представление парламентариям примерного перечня их законотворческих инициатив на текущий год. И пусть сегодня работу над этим перечнем делают правительства во главе с премьер–министрами этих (давно конституционных!) монархий, традиция живет.
Примерно то же самое происходит и по другую сторону океана уже несколько столетий. Президент и Госдеп формируют список вопросов, которые парламент рассматривает и впоследствии законодательно закрепляет или отклоняет. Бонусом глава государства излагает свою оценку ситуации в стране, которая должна актуализировать представленные законодательные инициативы.
Данное публичное действо символизирует плодотворный и творческий союз двух ветвей власти — законодательной и исполнительной. За которыми к тому же зорко следит власть судебная. Схема довольно простая: народ выбрал президента, президент назначил правительство, разработал вместе с ним какое–то направление движения, а парламент это направление одобрил. В парламентских республиках президента заменяет премьер, назначенный победившей на выборах партией. А у англичан, как всегда, находится место еще и королеве. Ну, потому что она им нравится.
Ни в Российской империи, ни в Советском Союзе подобных традиций не существовало. С царем–батюшкой все понятно: он был ответствен перед Богом. А в СССР все направления определял съезд партии. Партия, если вы помните, была одна. И от лица ее Центрального комитета и Политбюро генеральный секретарь — по бумажке — зачитывал отчет о проделанной работе. Именно отчет. То есть отчитывался о том, как руководство страны выполнило ту или иную волю партии — народа.
Согласитесь, разница присутствует.
И в новой России формат послания появился не сразу. Ельцин, например, первые 3 года обращался напрямую к народу. Хотя и к депутатам тоже. Но с 1993 года послание стало обязанностью президента, прописанной в Конституции (пункт "е" ст. 84).
Согласно апокрифам, в начале 1990–х годов основные документы, по которым жила Россия, готовились с помощью американских советников. Видимо, и до Конституции тогда дотянулись.
Поскольку особых требований к посланию (жанровых, стилистических, тематических) нет, то каждое из них становится уникальным. Оно полностью резонирует с пониманием действующим президентом России стоящих перед страной задач и важнейших целей, которые он определяет. То есть представляет собой самую актуальную на данный момент картину мира, имеющуюся у нашего президента.
Именно этим послание интересно и важно. А уж какие законы нашему парламенту надо будет принять — это им специальные люди объяснят.
Президента Владимира Путина, как представляется, больше интересует народ. Обычный, простой, или, как стало модно говорить последние несколько дней, глубинный. К тому же иногда он добавляет в адресаты находящихся и за пределами нашей Родины. Как говорится, urbi et orbi — граду и миру.
Так что ждем 20 февраля, ждем с интересом и вниманием.