Для развития Петербургу нужно увеличить налоговые поступления на 400 млрд рублей. О том, как это сделать, рассказал новый глава УФНС Александр Гнедых.
На расширенной коллегии Федеральной налоговой службы по Петербургу обсудили, как радикально увеличить собираемость налоговых поступлений и довести доходы городского бюджета до 1 трлн рублей. Сейчас они чуть меньше 600 млрд. Впрочем, без добровольной помощи горожан у налоговой вряд ли получится.
Три категории
УФНС, по словам его главы Александра Гнедых, обозначает целый ряд актуальных проблем. В их числе незаконная предпринимательская деятельность, а также тот факт, что большое количество граждан работают без оформления трудовых отношений (что само по себе является нарушением закона и снижает сбор налогов и страховых взносов). Для решения замеченной проблемы налоговая настоятельно рекомендует самозанятым купить патент или зарегистрировать предприятие и все–таки вести налоговый учет. Это существенно поможет контролирующему органу учитывать трудовые доходы граждан.
"Мы делим налогоплательщиков на три категории, — сказал Александр Гнедых. — Первая — это добросовестные налогоплательщики, вторая — заблудившиеся, у которых всегда есть много вопросов, мы их приглашаем и ведем с ними разъяснительную работу, и третья — недобросовестные, так называемые схемщики, задача которых остаться незамеченными".
Всевидящее око
Но таких возможностей, как надеются в ведомстве, становится все меньше. В частности, глава УФНС делает ставку на новую версию программного комплекса автоматизированного контроля за НДС (АСК НДС–3). Она должна позволить налоговой повысить собираемость и добиться полной прозрачности в финансовых потоках.
Про программу АСК НДС–3 и ее предшественницу АСК НДС–2 ходят легенды: это новое поколение информационной системы, которая позволяет налоговикам видеть все передвижения на расчетных счетах компаний и физических лиц, включая самозанятых граждан. "Теперь при проведении проверок инспектору останется только следовать подсказкам системы о возможных рисках, информацию о которых она собирает в течение всего налогового периода, — говорит Александр Клишин, экс–директор операционного офиса ВТБ, — программа настолько хорошо себя зарекомендовала, что созданного ею отчета достаточно для возбуждения уголовного дела". Обещают, что благодаря собранным программой сведениям налоговики смогут в автоматическом режиме формировать балансы юридических лиц и определять долю налоговой нагрузки для каждого отдельного контрагента. Впрочем, самозанятые, которые впечатлили главу УФНС своими финансовыми потоками, в этом году в Петербурге еще не обязаны становиться на налоговый учет: пока эксперимент с такими налогоплательщиками проводится только в четырех регионах России.
Владимир Меньшиков, глава НП "Союз малых предприятий", говорит о том, что, по данным Росстата, штатная численность малых предприятий сокращается: в 2017 году их было 327 тыс., в 2018–м — 322 тыс. человек. По его мнению, эти цифры говорят не об экономической ситуации в городе, а об административном давлении и росте числа проверок. "Нужно создавать условия для развития предпринимательства, и тогда рост числа налогоплательщиков, соответственно, также возрастет", — считает он. С ним согласен Сергей Дмитриенко, вице–президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей: "Надо сделать так, чтобы в городе росла налогооблагаемая база, тогда и будут расти налоговые поступления, для этого снижать административные барьеры, делать менее затратными многочисленные согласования на этапе создания бизнеса". Дмитриенко добавил, что для самозанятых, которые еще раздумывают, выходить ли из тени, сейчас совершенно очевидно, что время пришло.