Хитрые табачные компании ищут новые способы продать людям зависимость, только теперь с концептом ЗОЖ.
Российское правительство придумывает все новые и новые способы направить граждан на путь здорового образа жизни. Над чиновниками довлеют нацпроекты, в текстах которых есть часть о продлении жизни россиян. Для этого и борются с курением.
Так растет или падает?
Оказывается, уже прошло почти 6 лет с момента запрета курения в привычных для граждан местах. Общепит, конечно, сначала стонал от резкого падения прибыли — любители испить черного кофе и выкурить сигаретку в духе Джармуша приносили существенный барыш рестораторам. Но в итоге они приспособились к новой реальности, а прочие граждане вздохнули чуть легче. Все–таки курящих людей, а вместе с ними дыма и окурков стало меньше.
По данным Минздрава, количество курильщиков в 2017 году снизилось до 29% (на 1,9%). ВОЗ в ходе глобального опроса взрослого населения о пользовании табачными изделиями (проект GATS) выяснила, что с 2009 по 2016 год в России распространенность курения снизилась на 9% (до 31%). В гендерном разрезе мужчины стали курить на 10% меньше, а женщины — на 8%. В денежном выражении, считают эксперты Philip Morris, весь рынок табачной продукции (вместе с системами нагревания табака) составил примерно 1,6 трлн рублей — это 5% от годового оборота розничной продукции в РФ.
По оценкам компании, в 2018 году табачный рынок в России сократился на 8,4% — до 238,1 млрд штук. Однако Росстат приводит другие цифры — производство сигарет за год выросло на 4,3%, до 257 млрд штук. Генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков объясняет такие расхождения новой методологией Росстата, которая в том числе учитывает показания онлайн–касс: "Росстат и раньше не отличался корректностью данных, а сейчас порой шокирует даже математиков. Я склонен к тому, что ближе к истине выводы Philip Morris, нежели Росстата. Рынок точно не растет".
Ковбой уже не тот
Отказаться от сигарет курильщиков заставляет множество причин. Первая — конечно, цены. С января 2019 года акциз на сигареты и папиросы увеличился на 10%, а ставка НДС выросла до 20%. Это привело к росту цен на табачную продукцию на 0,8% в январе 2019–го, а в сравнении с январем прошлого года цены увеличились на 9,9%, подсчитал Росстат. Немаловажный фактор — запрет выкладывать табачную продукцию на открытые прилавки, который ввели в 2014 году. Также права продавать сигареты лишились мелкие табачные киоски, которых новые условия просто стерли с карты ретейла. По данным "БАТ Россия", потерялись 10 тыс. точек. Никотиновая зависимость стала не только дорогой, но и не везде физически доступной — выкуренная сигаретка в ожидании автобуса или на выходе из метро может обернуться штрафом.
Нельзя забывать и про рекламу — в России этот двигатель для торговли сигаретами давно не заводится. Закон о размещении страшных изображений последствий курения на обеих сторонах упаковки, да еще и размером не меньше чем в половину пачки, сводит на нет старания маркетологов. Одним словом, законодатели дискредитировали плоды деятельности табачной промышленности и в ее эстетической части: пачка дорогих сигарет теперь ничем не отличается от пачки дешевых. А ведь лет десять назад только по виду упаковки сразу становилось понятно, почему цена на продукт так сильно отличается. Сегодня знаменитый ковбой Marlboro наверняка вместо сигареты небрежно держал бы в руках стебель сельдерея, если бы не широко улыбался, наглядно демонстрируя пародонтит в последней стадии.
А в Петербурге наносить организму меньший вред помогает климат. Замечено, что в дождливое межсезонье и иногда морозную зиму даже самые "матерые" курильщики при никотиновом голодании чаще делают выбор в пользу стойкости и терпения, нежели вдыхания сырого воздуха с примесью горящих смол.
Современность против классики
И все же вредная привычка становится более технологичной. На смену традиционным сигаретам приходят АСДН — альтернативные системы доставки никотина. И очень своевременно: в опросе ВЦИОМ в 2013 году 57% респондентов заявили о желании расстаться с пристрастием к сигаретам, а в 2017–м их количество выросло в 1,3 раза — до 79%.
Понятие АСДН распространяется на вейп — это устройство с нагревательным элементом, в которое можно заправить жидкость. Устройство несколько лет назад было страшно "модным". На улицах можно было увидеть группы молодых людей в клубах густого ароматного пара, а если к ним приблизиться, то слышались непонятные слова "бак", "намотка", "жижа" — так вейперы (любители вейпинга) обсуждали варианты модификации своих курительных девайсов. По вейпингу даже проводились чемпионаты, а в сети "любителей попарить" нещадно троллили, сочиняя про них мемы.
Еще кто–то помнит электронные сигареты? Их современные сестры — системы нагревания табака (СНТ). Отличие от простых сигарет именно в том, что в руках курильщика сигарета сгорает при температуре 300°C, а в СНТ нагревается до 350°C, но якобы не образует угарный газ. Производители этих устройств очень ловко предлагают свою продукцию никотинозависимым как более безопасное курение и даже как способ отказаться от этой привычки вовсе. Но — со временем.
В результатах сравнительных исследований стиков и сигарет ученые отмечают: "Несмотря на то что в стиках используется почти в 2 раза меньшее количество табака, содержание никотина в них почти в 2 раза превышает количество никотина в сигаретах". Однако в деле распространения дурных привычек голос ученых и врачей не звучит совсем. Именно поэтому сегмент АСДН демонстрирует двукратный рост: по подсчетам Euromonitor International, в 2016 году систем нагревания табака было продано на $15,4 млн, а в 2017–м — на $30,9 млн. Производители радостно потирали руки: управляющий по взаимодействию с органами власти "Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг" Константин Райнота предполагал увеличение объема рынка никотиносодержащей продукции по итогам 2018 года выше 40 млрд рублей, что составило бы более 2,5% от общего рынка табачной продукции. Но все же эта радость выглядит преждевременной: премьер–министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что не видит разницы между курением обычных сигарет и электронных, а потому и регулирование должно быть единым.
Похоже, вам шах и мат, курильщики.