Что делает обычный человек с внезапно — или, наоборот, наконец–то — полученными грамотами, благодарностями, орденами и медалями? Вешает на лацкан пиджака или на стену в рабочем кабинете, ставит на полку в домашнем серванте, гордится собой… Ну, еще как–нибудь использует для продвижения по карьерной лестнице. Театральный деятель тоже человек и имеет право на все вышеперечисленное. Однако премия, полученная актером, режиссером или спектаклем, — это прежде всего сообщение для нас, зрителей: обратите, мол, внимание, не упустите из виду, посмотрите уже наконец. Оно, конечно, смотря какая премия. Но если речь о петербургском "Прорыве", то это точно не только внутрицеховое соревнование на крутость, но и полезный справочник хайлайтов для любителей культурного досуга.
Очередная церемония награждения премией "Прорыв", в очередной раз поставленная как театральный манифест (в данном случае актрисы Юлии Ауг), состоится 4 марта на Новой сцене Александринского театра. К ней прилагается фестиваль спектаклей–номинантов, в котором очень нужно поучаствовать. Во–первых, ради того, чтобы потом со знанием дела критиковать неправильные решения жюри. Во–вторых, уж больно спектакли и актерские работы хороши. В–третьих, из спортивного интереса.
Пора уже определяться, кто в этом сезоне лучшая актриса: Лаура Пицхелаури в суровом "Гамлете" Бутусова (театр им. Ленсовета, 27 февраля, 19:00), Алиса Олейник в лукаво–проникновенной "Комнате Герды" Яны Туминой (театр "Особняк", 3 марта, 17:30) или Ксения Плюснина в юношески непосредственной "Игре об Анне Франк" Социально–художественного театра (площадка "Скороход", 28 февраля, 19:00)? А кто лучший актер: Сергей Азеев в моноспектакле про хоспис "Сибирь" Театра ненормативной пластики (на сцене театра "ЦЕХЪ", 3 марта, 13:30), Михаил Ложкин в очаровательной постановке БТК "Мой дедушка был вишней" (2 марта, 11:00 и 14:00) или Григорий Чабан в сокрушительно экспериментальной "Медее" Евгении Сафоновой (театр им. Ленсовета, 2 марта, 19:30)?
Заметим, лучших актрис придется выбирать из шести номинанток, лучших актеров уже восемь (как и лучших режиссеров). А ведь бывали времена, когда на режиссерскую номинацию не выдвигали вообще никого: не за что было.
В нынешний урожайный год увидеть сразу все–все постановки не удастся, кое–что придется судить по памяти: федеральные театры вроде Александринки с БДТ рулят репертуаром без оглядки на нужды "Прорыва". Зато городские и в особенности независимые, кстати на равных с грандами участвующие в конкурсе, держат ушки на макушке. Так что мы вполне можем сравнить "Беглеца" Айдара Заббарова в театре им. Ленсовета (3 марта, 19:30) с "Носом" Виктора Бугакова в постановке театра "ЦЕХЪ" (1 марта, 19:30), а ту же "Медею" Евгении Сафоновой (заслуженную чемпионку по номинациям) — с забавной одой темноте, Хлебникову и гироскутерам Антона Оконешникова "Солнца нет" (Новая сцена Александринского театра, 28 февраля, 21:00).
Помимо вышеперечисленных (и не перечисленных из экономии букв) в фестивале и конкурсе участвуют чудесные отряды лучших исполнителей роли второго плана, лучших художников, троица лучших менеджеров. Работу одной из них, Ксении Волковой, выпустившей среди прочих спектакль театра post "Художник извне и изнутри", можно оценить 2 марта (19:30) в Доме–музее Ф. И. Шаляпина.
А ведь есть еще и off–программа фестиваля — и тоже совершенно обязательная. В этом году сначала объявили о двух любопытнейших визитерах: новосибирском "Sociopath / Гамлете" Андрея Прикотенко, которому не дают покоя гироскутеры (опять они!), рэп–батлы и фитнес–центры (1 марта, Новая сцена Александринского театра, 18:30 и 21:00), и псковской "Гробнице малыша Тутанхамона" (2 марта, там же, 19:30). К ней надо присмотреться особенно внимательно: во Пскове творятся театральные чудеса всем на зависть. А буквально на днях к афише добавили еще три спектакля, произведенные крайне независимой Мастерской современного театра Алексея Козлова. Так что милости прошу на Новую сцену Александринки 1 марта в 14:00 ради постановки "Антигона: редукция" Аси Волошиной — Марии Галязимовой, а 2 марта — на "Коллег" Николая Русского о провинциальных школьных учителях (13:00) и "Магду" Дмитрия Крестьянкина о ни много ни мало детях Геббельса (15:30).
В общем, хорошенько изучив расписание фестиваля "Прорыв", вы со мной согласитесь: одноименную премию пора вручать не только творцам, но и зрителям — самым азартным, усердным и ушлым. То есть тем, кто дошел до каждого спектакля–номинанта своим умом и ногами.