Это очень даже современный проект, стоящий в одном ряду с несколькими недавними. Выставка о Николае I и его эпохе продолжает цикл экспозиций об истории царствования Романовых. Подобные крупномасштабные темы, легко конвертируемые в серьезный бюджет и при этом играющие на наших патриотических чувствах, поощряются государством, поддерживаются спонсорами, любимы публикой. Теперь на них спрос. Между тем главная сложность здесь — не уйти в пропагандистскую плакатность (как правило, неизбежную). Приятное исключение — выставки в Инженерном замке. Нынешняя не переписывает историю набело, это здравый и увлекательный рассказ о Николае I и его эпохе. В центре внимания на этот раз — император, со школьной скамьи известный нам как солдафон, душитель свобод и губитель Пушкина. Историки знают, сколь примитивно такое представление о Николае I. Правда, мало кто пытался реабилитировать Николая Палкина, как прозвал его служилый люд.
Великого князя Николая Павловича воспитывали как военачальника, поскольку он, будучи младшим сыном, не претендовал на трон. Однако именно ему выпало управлять страной три десятилетия. Царствование его началось с восстания декабристов. Тут и ярый либерал станет консерватором. Николай I был последним русским царем, которого народ и общество считали именно царем, а не нелепым держателем скипетра и державы с короной на макушке. Гипертрофированное внимание российской власти к художникам — в значительной степени следствие его желания быть цензором Пушкина. Только в постсоветские времена поэт в России превратился в чудака.
Выставка напоминает об этих и других важных деталях, стертых общими представлениями о Николае I. Основатель Нового Эрмитажа, открывшего двери царской коллекции для публики, Николай I с детства рисовал. В Инженерном есть не только его работы, но и портреты из Романовской галереи: он был ее основателем. Многочисленны материалы о войнах и придворной жизни тех лет. Забавно увидеть походную кровать императора.
Между прочим, воспитателем своего наследника он сделал Василия Жуковского. Взращенный поэтом Александр II — серьезное алиби Николая I перед любыми обвинениями историков.
Станислав Савицкий, арт–критик