В аэропорту Хельсинки открылся новый терминал Aukio с лаунж-зоной и огромным светодиодным экраном. Стоимость проекта расширения воздушной гавани столицы Финляндии оценивают в 1 млрд евро. Через несколько лет там собираются принять 30 млн пассажиров.
Площадь нового терминала составляет более 33 тыс. м2. Сердцем Aukio стал холл, в котором пассажиры дожидаются своего рейса. На огромном волнообразном экране высотой 2 метра и длиной 75 метров транслируются пейзажи, снятые в Северной Финляндии. Пассажиры сами смогут выбирать картинку — рассвет, закат, осенний пейзаж или, например, северное сияние.
На фото: Терминал Aukio
"Aukio по праву можно назвать витриной нашей страны, поскольку миллионы международных пассажиров впервые чувствуют вкус Финляндии именно в аэропорту", — говорит директор по цифровым технологиям Finavia (управляющая аэропортом компания. — Ред.) Хейкки Коски.
Пассажирам в новом терминале обещают более быстрый досмотр в сравнении с другими линиями безопасности. В аэропорту опросили сотрудников и на основе их замечаний внесли изменения в работу оборудования.
На фото: Сканер в аэропорту Хельсинки
В 2022 году финский аэропорт собирается принять 30 млн пассажиров. Для парковки и наземного обслуживания самолетов в аэропорту Хельсинки будут добавлены дополнительные 55 тыс. м2. А всего площадь терминала увеличится на 100 тыс. м2. В аэропорту откроют новые галереи, расширят шенгенскую зону и построят новый вход в терминал.
В 2018 году здесь уже поставили рекорд — более 20 млн пассажиров. Это сделали на 2 года быстрее, чем планировалось.
На фото: Проект развития аэропорта
Руководство аэропорта делает ставку на трансферных пассажиров. В первую очередь на тех, кто летит из Азии в Европу или в США и обратно. В 2019-м откроют три новых направления — в Лос-Анджелес, Саппоро и Цзинань.
Маршруты аэропорта Хельсинки
В прошлом году аэропорт посетили почти 4 млн трансферных пассажиров. Это примерно пятая часть всех путешественников. А за 10 лет число рейсов увеличилось на 75%. Базовый перевозчик компания Finnair занимает до 60% рейсов в аэропорту. В его флоте 21 дальнемагистральный самолет, в том числе 13 Airbus A350-900 (заказано еще шесть) и восемь Airbus A330-300.
Директор аэропорта Йони Сунделин отмечает три основные причины, почему пассажиры выбирают его аэропорт. Это уровень сервиса, множество разных маршрутов и безопасность.
Йони Сунделин, директор аэропорта Хельсинки
"Хельсинки — это в первую очередь транспортный хаб. У нас много направлений. Самые популярные российские рейсы — это Санкт-Петербург, Москва и Самара. Пассажиры используют аэропорт для полетов в Азию и США. Также для нас важны пассажиры, прибывающие на поездах, автобусах, машинах, особенно из Санкт-Петербурга. Они прибывают сюда и выбирают дальнейший маршрут", — поясняет Сунделин.
Аэропорт Хельсинки особенно популярен у семей с детьми. Они приезжают на своей машине, оставляют ее на парковке и продолжают путешествие на самолете. В среднем из Петербурга туристы добираются туда за 7-8 часов, однако дорога может занять больше времени из-за пробок на границе, например в праздничные дни. Такое путешествие включает обязательную оплату автомобильной страховки и наличие шенгенской визы, даже если потом туристы летят в безвизовую страну.
Из-за роста популярности российского направления Finnair постепенно наращивает количество ежедневных рейсов из Петербурга в Хельсинки. К трем существующим добавят еще один в летнем расписании 2019 года.
Российские хабы
Самый крупный российский аэропорт — московское Шереметьево в год обслуживает более 45 млн пассажиров. Здесь базируется авиакомпания "Аэрофлот", для которого Шереметьево является полноценным хабом. Им пользуются трансферные пассажиры по маршруту Азия — Европа — США. Показатели Домодедово с базовым перевозчиком S7 скромнее — почти 30 млн пассажиров.
Для сравнения: хаб во Франкфурте-на-Майне с базовой компанией Lufthansa обслуживает в год более 60 млн пассажиров. Интересно, что этот аэропорт занял второе место в списке самых востребованных заграничных маршрутов Пулково в 2018 году. При этом сам петербургский узел принял в прошлом году 18,1 млн пассажиров. В планах руководства увеличить этот показатель до 35 млн человек.
Топ-3 аэропортов Европы в 2018 году
Самый удобный в Европе
Оператор аэропорта ООО "Воздушные ворота Северной столицы" завершил первую очередь реконструкции Пулково в 2015 году. Годом позже терминал получил ряд престижных наград, в том числе в рейтинге ASQ (Airport Service Quality) Пулково признали лучшим аэропортом Европы (исследование сравнивает уровень удовлетворенности пассажиров более чем в 300 аэропортах во всем мире. Анализ включает восемь основных категорий: доступность аэропорта, регистрация на рейс, безопасность, удобства и услуги в аэропорту, навигация в терминале, питание, торговля и общая удовлетворенность пассажиров). В данный момент терминал подходит к пределу пропускной способности, и оператор вновь планирует расширить аэровокзал. Сейчас расчетные мощности позволяют обслуживать 20 млн человек. Для этого в 2018 году расширили зону входного досмотра в зале вылета и зону контроля документов на входе в сектор внутренних рейсов, увеличили зону парковки, реконструировали зону багажа и запустили дополнительные стойки регистрации. В текущем году откроют стойки самостоятельной сдачи багажа.
Соглашение о ГЧП с правительством Петербурга, АО "Аэропорт Пулково" и ВВСС предусматривает, что пропускная способность аэропорта составит не менее 35 млн пассажиров в год в 2039 году. Обновленный проект развития аэропорта, включающий в том числе вторую очередь строительства, будет представлен до конца I квартала текущего года.
Сейчас в Пулково работают около 80 авиакомпаний. На долю первой пятерки российских перевозчиков приходится более половины объема пассажиропотока. Самое востребованное российское направление в 2018 году ожидаемо пришлось на Москву, а зарубежное — на Анталью.
Топ-5 иностранных и российских авиакомпаний в Пулково в 2018 году
Почти хаб
Для развития петербургского аэропорта как пересадочного узла необходимо изменить российское законодательство, говорят эксперты отрасли. Речь идет о безвизовом режиме, как уже сделано для пассажиров паромов. Иностранцы, прибывающие по воде, могут оставаться в нашей стране без визы до 72 часов. Также необходимо ослабление ограничений по межправительственным соглашениям о воздушном сообщении, которые тормозят приход новых авиакомпаний в российские аэропорты. Но главное — нужна базовая авиакомпания с дальнемагистральным флотом, обращает внимание главный редактор портала Frequentflyers Илья Шатилин. Сейчас авиакомпания "Россия" использует для полетов из Петербурга в основном среднемагистральные лайнеры.
"У нас одна "Россия" с A319/A320, ну и в стратегии "Аэрофлота" трансферами иностранцев занимается он сам в Шереметьево. Поэтому планы по удвоению пассажиропотока к 2039 году могут реализоваться в основном за счет роста населения региона и роста его платежеспособности”, — уверен Шатилин.
Доля "России" в 2018 году составила почти 30% от всего объёма Пулково. Компания перевезла 5,5 млн пассажиров, в том числе 500 тысяч трансферных. В зимнем расписании "России" из Пулково более 40 направлений, из которых 50% являются международными. Самыми популярными в прошлом году стали московский "Внуково", курорты черноморского побережья России, Калининград и Мурманск. Компания обещает в летнем расписании 2019-го поставить на маршруты дальнемагистральные самолеты, которые будут использоваться на популярных у туристов направлениях.
Вместе с тем большой интерес к Пулково проявляет компания S7. Всего за 2 года количество рейсов в Петербург выросло с 2 до 20, в том числе на международных направлениях. По сути, авиакомпания дает возможность трансферным пассажирам из других российских городов летать в Европу через Петербург.
На 2019 год у Пулково более скромные планы в сравнении с 2018-м. Прогнозируется рост пассажиропотока на 9% (в прошлом году рост составил 12,4%). По данным на февраль, авиакомпании подтвердили открытие нескольких новых для аэропорта направлений, в том числе в Измир, Ольбию, Пальму-де-Майорку, Иркутск и Элисту. Кроме того, планируется открытие новых рейсов в китайские города.
Антон Толстов