Фитнес–услугами по–прежнему пользуется небольшая часть населения Северной столицы. По данным "ДП", в настоящее время в Петербурге спортом в фитнес–клубах регулярно занимаются не более 4,8% населения, в то время как в Лондоне фитнес–клубы посещают 20% жителей, в Барселоне — 35%, а в Берлине — почти 60%. Низкий уровень проникновения фитнеса в жизнь петербуржцев Вера Попретинская, управляющая BackStage CrossFit, объясняет отсутствием сформировавшейся культуры. "Первые фитнес–центры в России появились относительно недавно — около 20 лет назад, и, поскольку долгое время из–за высокой стоимости абонементов они были недоступны для большинства людей, культура регулярного посещения спортзала начала формироваться только в последние годы", — объясняет Вера Попретинская.
В конкурентной борьбе
При этом, по мнению Ирины Царьковой, директора департамента торговой недвижимости Colliers International, рынок фитнес–центров в Петербурге в целом довольно насыщен — как с точки зрения числа присутствующих игроков, так и по обеспеченности горожан услугами в разных ценовых сегментах. Так, по данным Colliers International, рынок сетевых фитнес–клубов Петербурга на конец 2018 года насчитывал 19 сетей совокупным количеством 116 клубов в разных районах города. Абсолютным лидером по количеству функционирующих клубов в городе является сеть Fitness House (42 клуба), далее следует SportLife (15 клубов). Тройку лидеров замыкает Alex Fitness (13 клубов).
Кроме сетевых операторов в городе также присутствует большое количество одиночных игроков. В итоге, по подсчетам Андрея Грауле, фитнес–директора World Class в Петербурге, в общей сложности в городе насчитывается около 700 фитнес–клубов и студий с сопутствующими услугами. "Конкурентная борьба в фитнес–индустрии сейчас очень высокая, поскольку залов сейчас больше, чем людей, которые хотят тренироваться и тратить деньги на фитнес", — комментирует Вера Попретинская. По словам эксперта, пытаясь привлечь клиентов, большинство операторов вынуждены идти на серьезный демпинг, предлагая свои услуги по минимально возможным ценам: стоимость безлимитных годовых абонементов в петербургских клубах стартует от 4,5 тыс. рублей.
Выйти на окупаемость при таких ценах достаточно сложно. По словам Веры Попретинской, очень высоки затраты на содержание фитнес–клуба, которые складываются из обслуживания бассейна, спортивного оборудования, оплаты электричества, а также арендных ставок, находящихся в диапазоне 1,5–2 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. При этом, по данным Colliers International, средняя площадь клубов с бассейном (71% от общего количества сетевых объектов в Северной столице) составляет около 3300 м2, без бассейна — 1550 м2. "Нужен большой оборот, чтобы все это окупить", — объясняет Вера Попретинская.
Как объяснили эксперты, сетевым операторам выйти на окупаемость значительно проще, поскольку если в одном фитнес–центре не выполняется бюджет, то он перекрывается другим клубом. Тем не менее даже одна из старейших сетей фитнес–центров "Планета Фитнес" (клубы "Планета Фитнес" и Hard Candy Fitness) не выдержала конкуренции и покинула рынок Петербурга. Но, как известно, свято место пусто не бывает: на смену клубам этой сети пришел московский оператор X–Fit, который занял помещения бывших клубов "Планета Фитнес" на улице Кораблестроителей и Hard Candy Fitness на Петроградской набережной.
Под копирку
Участники рынка отмечают, что рентабельность около 20% получают только те клубы, у которых на 1 м2 площади приходится примерно 1,5 человека, оплачивающих ежегодное членство. Условно говоря, если площадь клуба составляет 1 тыс. м2, то его ежегодно должны посещать не менее 1,5 тыс. клиентов.
По мнению участников рынка, чтобы увеличить количество посетителей фитнес–клубов, необходимо отказаться от тиражирования одних и тех же форматов и начать внедрять новые. Так, по словам Веры Попретинской, сейчас на рынке преобладают недорогие фитнес–клубы с аэробико–групповыми программами, без какой–то определенной направленности и выраженной специализации. Кроме того, как отмечает Андрей Грауле, в городе остро ощущается недостаток клубов в премиум–сегменте. "Такие клубы занимают лишь 10% рынка, — говорит эксперт. — Также не хватает залов в бизнес–классе (сейчас на их долю приходится всего 15%) и клубов, работающих по модели lowcost (15%)".
Кроме того, все более серьезной становится проблема трафика и нехватки времени, поэтому огромное значение имеет и территориальное расположение клуба. Эксперты уверены, что необходимо больше клубов шаговой доступности, однако в одних городских локациях ощущается явная нехватка спортивных заведений, в других, наоборот, переизбыток. Так, по данным Colliers International, в распределении по районам города одним из самых насыщенных является Приморский: там функционируют более 20 сетевых и несетевых клубов. К числу наиболее плотной концентрации заведений фитнес–индустрии можно также отнести Выборгский, Московский, Калининский и Фрунзенский районы.
При этом на юго–западе, в восточных районах и центральной части Петербурга спрос существенно превышает предложение. Хотя в 2018 году ситуация с неравномерным географическим распределением была несколько скорректирована. Так, сеть фитнес–центров SportLife открыла клуб на улице Маршала Захарова, а сеть "Легенда" пополнила список своих заведений новым клубом в ТК "Адмирал".