Кто лучше знает, чего все–таки хочет женщина? Модельер? Но ремесло дизайнеров одежды уже давно стало "бесполым".
Девичьи образы в равной степени подвластны и мужчине в ворохе эскизов, и женщине с образцами ткани в руках. Неужели споры о гендерном превосходстве в модном бизнесе остались в прошлом?
С началом весны позволим себе немного лирики в обход аналитики. Опираясь не на проценты, но на общие настроения модной индустрии, можно смело заявить: коллекций от мужчин–дизайнеров на мировых подиумах куда больше, чем женских fashion–заявлений. Никакого сексизма: дело не в предрассудках, а в разнице восприятия.
"Дизайнер–мужчина может посмотреть на девушку как на арт–объект: попробовать создать нечто новое, пофантазировать. Женщине–дизайнеру сложнее абстрагироваться. В процессе создания женской одежды она пропускает ее не только через свой вкус, но еще и через призму собственных предпочтений. Мужчина в этом случае способен отнестись к моде как к искусству, не приспосабливая ее себе. У него есть бонус — отстраненность", — делится мнением Юрий Питенин, дизайнер петербургской марки Saint–Tokyo.
Со своей стороны, девушки–дизайнеры наравне с эстетикой напоминают о другом важном элементе любого женского гардероба — удобстве и "базовости", ежедневности. "Высокая, а иногда и уличная мода традиционно, хотя не без исключений, считается "мужской территорией". Но если говорить о создании дизайнерских, но при этом максимально комфортных вещей, то силы перераспределяются. Все просто: девушки понимают девушек. Это хорошо заметно в тех случаях, когда речь заходит о женских особенностях — например, о моде для девушек "размера плюс", — объясняет Лидия Ковшова, создатель компании ODEVAI, которая наравне с регулярной линейкой одежды развивает направление лаконичного plus–size. Кажется, так можно выработать четкую схему потребительского поведения: за искусством — к мужчинам, за удобством — к женщинам. На деле рамки размыты, и точное деление на модные полюса вряд ли возможно: с обеих сторон найдутся свои талантливые мастера, которые "испортят" всю гендерную статистику.
Пол или вкус?
"Кто все же лучше понимает, какая одежда нравится девушкам: мужчина или женщина? На самом деле все зависит от того, хороший художественный вкус у конкретного человека или нет", — уверена Светлана Кашина, основательница петербургской марки аксессуаров MANITOU. Мнение–примирение сторон в принципе популярно среди дизайнеров, хотя сегодня гендерная принадлежность становится второстепенной не только для тех, кто одевает, но и для тех, кто сам одевается.
"Для уличной одежды в принципе не слишком актуальна тема мужских и женских моделей, это реалии последних мировых тенденций — мода стала агендерной. Вот и мы не делим вещи по признаку пола: единственная модель с ярко выраженным гендером за все время существование бренда — платье", — делится опытом Артем Алексеев, основатель "Т. О. Доброта", и добавляет, что, на его взгляд, принципиальные различия между мужчиной и женщиной дизайнерами найти сложно. "Люди бывают профессионалами или нет, успешными или нет — все это никак не зависит от пола. Именно об этом праздник 8 Марта", — считает создатель бренда.
Есть и другая точка зрения на всеобщее дизайнерское уравнение — прагматичная. "В России дизайн — это абстрактная история, им называют буквально все. Но если обратиться к тем странам, дизайнерские традиции которых мы любим, выяснится интересная подробность. Например, в европейском барбершопе (мужской салон) женщин не будет — это место, где мужчины играют в приставки и разговаривают о девушках, машинах, деньгах. В России же абсолютно нормальным считается то, что здесь вас стрижет женщина. Такая же история со всем российским дизайном, в том числе и с одеждой: кто умеет, тот и шьет. Все перемешано, и правил нет", — делится мнением Евгений Прост, художественный руководитель петербургской марки аксессуаров Walleysmark.
По словам Евгения Проста, рассудить, кто лучше понимает женскую моду, сложно. Объективную оценку можно дать, только если дизайнеры коллективно и дружно раскроют свои тайны — не профессиональные, а коммерческие. "Дизайн — это процесс, итог которого — некий продукт. И только его успех можно анализировать. Мериться не принято, но если разбить дизайнеров девушек и мужчин по группам и попросить раскрыть счета, наконец–то станет ясно, кто действительно успешен. Сейчас же судить о чьей–либо популярности мы можем только по комментариям и лайкам в соцсетях, но отклик — это еще не продажа. Отсюда и субъективизм", — объясняет художественный руководитель Walleysmark.
Бизнес на красоте
В целом подходить к дизайну как к предприятию — рациональная тенденция, которая пускай и не упраздняет, но "отрезвляет" стереотипные для модной среды беседы о вдохновении и озарении. В бизнесе, по мнению экспертов от мира моды, нет отдельных женщин и мужчин — есть команда.
"По большому счету дизайнера бренда как вида сейчас нет, потому что все компании работают в бешеном ритме. Нужно сделать две сезонные коллекции, Pre–Fall, круиз, от–кутюр, мужские вещи, коллаборации… Это тысячи моделей, поэтому во главе брендов сейчас арт–директора, которые аккумулируют работу десятков дизайнеров и маркетологов в целый продукт. Это коллективная работа целой модной армии", — объясняет петербургский дизайнер Кристина Урусова.
Ни мужчинам, ни девушкам–дизайнерам даже не приходится понимать загадочную женскую душу. Порядок действий, по сути, обратный: аудитории хочется того, что появляется на подиумах. "Стилисты и дизайнеры создают тенденции, а уже за ними движутся вкусы людей. И все же у современной моды есть приятная особенность: сейчас нет глобальных узконаправленных трендов", — говорит дизайнер Saint–Tokyo Юрий Питенин и добавляет, что сейчас существует огромное количество вариаций вещей и тенденций. А значит, у девушки всегда есть возможность отдать предпочтение тому модному дому, который ближе ей по эмоциям, а не только по громкому имени и уж тем более гендерному составу.