Онлайн–продажи игрушек в России выросли в 2018 году более чем на 30%, подсчитали для "ДП" в NPD Group. Это почти в 4 раза выше, чем общий рост рынка.
Данные аналитиков подтверждают ретейлеры. Так, сеть детских товаров "Дочки–Сыночки" нарастила товарооборот интернет–магазина на 35% в 2018 году. "В целом данные показатели сопоставимы со средними по рынку", — отмечает исполнительный директор компании Игорь Головко. По его словам, доля интернет–магазина в общем объеме продаж сети "стабильно растет", в настоящее время она составляет около 15%. Однако в "Дочках–Сыночках" отмечают и другую тенденцию: изменение вектора предпочтений в сторону омниканальной модели обслуживания. По данным компании, около 60% клиентов покупают в омниканальной логике, и в дальнейшем этот процент будет расти.
Между тем продажи в интернете увеличил и "Детский мир". В 2018 году было оформлено около 5 млн онлайн–заказов, а выручка онлайн–канала составила 8,8 млрд рублей, что практически в 2 раза больше год к году. В результате доля продаж интернет–магазина в общей выручке компании составила 7,9%. Одним из драйверов роста стало улучшение сервиса самовывоза: доля выручки от онлайн–заказов, собранных и выданных в рознице, увеличилась до 77% от всей выручки интернет–магазина, следует из отчета компании.
У петербургской сети "Лукоморье" на сайте представлен каталог товаров, но он в большей степени выполняет функцию витрины, рассказали в компании, отказавшись от дальнейших комментариев. В "Детство City" также не стали раскрывать информацию об онлайн–продажах.
Между тем с детскими ретейлерами все больше конкурируют маркетплейсы и неспециализированные интернет–магазины. Так, оборот Wildberries в сегменте детских товаров вырос на 62% год к году — до 23,4 млрд рублей, а доля в общем объеме продаж достигла 20%. "До конца года компания планирует расширить пул поставщиков и увеличить ассортимент крупногабаритных товаров до 1,5–2 тыс. SKU. По нашим прогнозам, новый ассортимент позволит нам в 2019 году в 2 раза повысить оборот детских товаров", — отмечает руководитель направления FMCG интернет–магазина Wildberries Виктория Морозова.
Об устойчивом росте продаж детских товаров говорят и в "Юлмарте". По словам руководителя товарного направления "Игрушки и уход" Ксении Костериной, он связан с переводом большей части ассортимента на договоры комиссии. Доля продаж детских товаров по комиссии растет на 10–15% в месяц. Вместе с тем в "Юлмарте" отмечают увеличение спроса на товары В–брендов (аналоги известных брендов), цена на которые на 20–30% ниже, а также товары ежедневного потребления.
По данным NPD Group, доля онлайн–канала в России в игрушках составила 12% в 2018 году. Одна из причин — широкий ассортимент. "Если розничный магазин вынужден выбирать самые перспективные игрушки из всего ассортимента на рынке, то онлайн–ретейлер предлагает выбор на любой вкус и кошелек", — поясняет эксперт рынка игрушек российского отделения NPD Ирина Седова. Кроме того, россияне часто покупают в интернете дорогие и крупногабаритные товары: например, доля игрушек стоимостью от 3 тыс. рублей в онлайн–ретейле составляет 30%, тогда как на всем рынке только 13%