Власти Ленобласти до конца года хотят опробовать систему автоматического весогабаритного контроля. Он станет на региональных трассах альтернативой "Платону", с помощью которого на федеральных взимают плату с владельцев фур.
Дорожный комитет Ленобласти очень хотел "Платон" на свои дороги, но в итоге нашел альтернативу. Сейчас останавливать транспортные средства для проведения весового контроля могут только сотрудники ГИБДД. В текущем году ГКУ "Ленавтодор" дополнительно подготовило 19 оборудованных площадок для этих целей, но хватит ли на них полицейских, пока неизвестно. Поэтому к проблеме с нарушениями по весогабариту регион решил подойти основательно, не дожидаясь, пока большегрузы с перевесом разрушат все дороги. К тому же недавно вышло постановление правительства РФ, обязывающее регионы до 1 января 2020 года установить на своих дорогах пункты весового контроля.
"Мы рассматриваем привлечение аналога системы "Платон" на региональные дороги. Сейчас ведем переговоры с банками, "Ростелекомом", "Швабе". Это компании, которые готовы проинвестировать строительство пунктов весогабаритного контроля, не нуждающихся в площадках для транспорта в отличие от ГИБДД", — рассказал руководитель "Ленавтодора" Денис Седов.
При ручном весовом контроле, который проводят сотрудники ГИБДД, транспорт для проверки останавливается на спецплощадках, где установлены весы. В случае если автомобиль едет с перегрузом, его оставляют на этой площадке, пока не будут устранены нарушения.
К рамкам весогабаритного контроля добавят комплексы фотовидеофиксации, и получится тот же самый "Платон", говорит глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский. Еще год назад его ведомство выступило одним из инициаторов обращения в Минтранс РФ, чтобы систему "Платон" спустили на региональный уровень. Все из–за того, что большегрузы, избегая платы, уходят с федеральных трасс на региональные, не подготовленные для таких нагрузок. Требовались изменения в федеральном законодательстве, однако добиться их до сих пор не удалось.
"Платон" по атомной цене
Поскольку денег в бюджете региона на установку комплексов нет, власти ищут инвестора. Необходимое оборудование на региональных дорогах Ленобласти может появиться несколькими способами: закупка в рамках 44–ФЗ, контракт жизненного цикла, концессия, аренда. Самый невыгодный вариант для региона — концессионное соглашение, считают чиновники, поскольку область будет обременена долговыми обязательствами.
"Просто так вложить деньги и подарить Ленобласти эти установки никто не хочет. Мы ищем выгодное предложение, адекватное по цене, чтобы не переплачивать. Инвесторам интересно извлекать прибыль. Они сейчас приходят к нам с такими атомными ценами, что мы за голову хватаемся", — рассказал "ДП" Денис Седов.
Какая цена будет адекватной, власти региона не понимают. По словам Юрия Запалатского, цены плавают. Кто–то предлагает 70 млн рублей за одну установку, кто–то — 40 млн рублей. Плюс еще нужны средства на содержание пунктов, что тоже недешево. Чтобы покрыть один район, нужно шесть–восемь установок. На все 18 районов — порядка 108 установок. То есть речь идет минимум о 4,3 млрд рублей.
Чаще всего установкой пунктов весогабаритного контроля в регионах занимается компания "Ростелеком", однако привести конкретные примеры и стоимость своих работ в пресс–службе компании отказались, ограничившись пространным комментарием. "Ростелеком" имеет богатый опыт реализации проектов весового и габаритного контроля большегрузных транспортных средств, в том числе на Северо–Западе. Мы заинтересованы в участии в таких проектах, в том числе в Ленинградской области. При объявлении регионом соответствующего конкурса "Ростелеком" планирует принять в нем участие", — сообщили в компании.
В "Швабе" о своих переговорах с Ленобластью не рассказали.
Несмотря на то что сейчас у чиновников нет ясности, как будет выглядеть схема финансирования, до конца 2019 года в виде эксперимента они намерены установить два–три комплекса весогабаритного контроля. Скорее всего, они появятся в Выборгском районе, где дороги наиболее загружены. Предполагается, что с исполнителем региональные власти определятся к июню, работы по установке оборудования могут начаться осенью.
Размер штрафов
Когда грузовой автомобиль будет проезжать через рамки весогабаритного контроля, система взвесит его в автоматическом режиме. Фотовидеофиксация нужна, чтобы считать информацию с государственных регистрационных знаков и определить, кому выставлять штраф в случае превышения допустимых нормативов.
Сумма штрафа будет зависеть от того, насколько превышена нагрузка на ось, общая масса, а также габариты большегрузного транспортного средства. Минимальный порог — не более 10 см превышения по габаритам и не больше 2% превышения нагрузки на ось и массы. Для водителей сумма штрафа варьируется от 1 тыс. до 10 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
"Я вижу доход бюджета не во взимании штрафов, а в отсутствии ремонтов на тех дорогах, которые не будут "убивать". Эта экономия не видна фактически, но мы сможем добиться, чтобы на дорогах не было перегруза. Есть железнодорожный транспорт, морской, почему не возят им? А дороги в итоге разрушают", — сказал Денис Седов.
Штрафуй честно!
Президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин уверен, что идея Ленобласти правильная, но есть одно но — подобные пункты не всегда работают корректно. "Возникает ситуация, когда добросовестные перевозчики могут попасть на очень большие штрафы — до 500 тыс. рублей. Многие за год такую прибыль не получают. Мы все за пункты весогабарита, но они должны быть объективными", — пояснил Матягин.
В пример он привел Свердловскую область, где необоснованными признали 320 протоколов о взыскании с перевозчиков 60 млн рублей штрафов по данным весогабаритного контроля. "После автоматического пункта обязательно должно быть контрольное взвешивание в статическом режиме. А то такое ощущение, что заложен принцип — не навести порядок на дорогах, а только собрать деньги с перевозчиков", — считает Матягин. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logostic Эдуард Миронов добавляет, что правила настройки камер и измерительного оборудования должны обязательно учитывать тип дорожного полотна, в которое встроено измерительное оборудование, а также климатические особенности конкретного места установки системы.
"Региональная сеть АСВГК не должна расцениваться как обособленный метод борьбы с перегрузами, а восприниматься в качестве составляющей единого комплекса мер. Зачастую нарушение норм весового контроля в грузоперевозках — следствие коррупции власти и контролирующих органов в регионах. Для того чтобы система была внедрена массово, необходимо решить эту проблему на федеральном уровне", — считает операционный директор логистической компании "Точка–Точка" Максим Алексеев.