Глава городского суда Алексей Лаков: "Выход России из Совета Европы и ЕСПЧ — это политическое решение"

Автор фото: Евгений Егоров
Автор фото: Евгений Егоров

Судебная система Петербурга подвела итоги работы за прошлый год. Председатель городского суда Алексей Лаков рассказал "ДП", какие итоги удивили его самого, как бороться с коррупцией в судейском корпусе и что он думает о выходе России из–под юрисдикции Европейского суда по правам человека.

Как вы оцениваете результаты работы в прошлом году?

— Есть очень интересные цифры, которые даже для меня, председателя Санкт–Петербургского городского суда, оказались неожиданны. Районные и мировые суды рассмотрели в 2018 году 929 тыс. дел, что на 13% больше, чем в 2017 году, — это значительный прирост. При этом сильно увеличилась нагрузка на мировых судей: рост гражданских и административных дел составил 20%. Мы в очередной раз обнаружили серьезную диспропорцию в нагрузке между отдельными судебными участками: к примеру, судьи участков № 156, 186, 211 рассматривали по 650–700 дел в месяц, тогда как их коллеги на участках № 141, 145 — по 124–126 дел.

Мировые судьи рассматривают уголовные дела небольшой тяжести и гражданские с ценой иска до 50 тыс. рублей. Правда, объем их велик.

— В минувшем году мировые судьи рассмотрели более 300 тыс. уголовных и гражданских дел различных категорий, среди которых преобладали кражи чужого имущества, иски о взыскании задолженностей по оплате коммунальных услуг, арендной платы, по договорам кредита и займов, дела о взыскании алиментов, а также более 200 тыс. административных дел.
Любопытное наблюдение: в мировом суде немного дел о защите прав потребителей, всего 1,7% от общего числа. Видимо, граждане начинают обращаться за защитой своих прав, лишь когда ущерб превышает 50 тыс. рублей, а это уже подсудность районных судов.

А что предпринимается для устранения дисбаланса в количестве рассматриваемых дел в системе мировых судей?

— Для равномерного распределения нагрузки, возможно, необходимо поменять границы судебных участков, которых на данный момент в нашем городе 211, а также создать новые. Для этого требуется внести изменения в федеральное законодательство. Эта инициатива обсуждается сейчас в Законодательном собрании города: планируется 232 участка. К слову, еще одна проблема — это аппарат мировых судей. В прошлом году в Петербурге работало всего 160 помощников на 207 работающих мировых судей, в связи с чем возникала необходимость переводить их на участки с пиковой нагрузкой, а когда острота спадала в одном мировом суде — направлять помощника на новое место, где значительно увеличивалось количество рассматриваемых дел.

В прошлом году судебная система России упоминалась в свете коррупционных скандалов. Актуальна ли эта проблема для Петербурга?

— Отрицать не буду, среди судейского корпуса, как и в других ветвях власти, есть нечистые на руку люди. Но для Петербурга, могу уверенно сказать, данная проблема не актуальна. Исторически сложилось, что руководство городского суда очень требовательно подходит к отбору кадров. Кроме того, желающие работать в судебной системе тщательно фильтруются: претендент проходит различного рода проверки в квалификационной коллегии судей, в кадровой комиссии при президенте РФ. Это сложная система, и она работает, отсекая неподходящих юристов.
И еще: по статистике, количество привлеченных к уголовной ответственности судей в разы меньше, чем сотрудников правоохранительных органов или государственных чиновников.

Нередко различные структуры, в том числе и госорганы, игнорируют запросы судов, что приводит к затягиванию разбирательства по делу и в итоге к увеличению расходов бюджета (по данным независимых источников, в 2017 году один судодень стоил 75 тыс. рублей) и умалению авторитета судебной власти.

— Да, такая проблема есть, в первую очередь она актуальна для районных судов и мировых судей. Обусловлена она комплексом причин.
Во–первых, правосознание граждан и уважение к суду, в том числе и тех, кто находится на государственной службе, оставляет желать лучшего, в связи с чем обращения и запросы судов зачастую просто игнорируются. Во–вторых, многое зависит и от конкретного судьи, которого закон наделил всем необходимым инструментарием для решения этой проблемы, вплоть до привлечения к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Что касается расходов, то около десятка лет назад стоимость одного судодня оценивалась в 30 тыс. рублей. Сегодня эта цифра явно выше. Поэтому отложение судебного заседания из–за того, что какое–либо должностное лицо или организация не ответили на запрос суда, влечет за собой рост бюджетных затрат. А с учетом рассмотрения дел судом присяжных…

Как, кстати, зарекомендовал себя этот институт, введенный в районных судах летом 2018 года?

— Опасались вала дел, но этого не произошло. Был вынесен только один обвинительный приговор по уголовному делу, рассмотренному с участием присяжных. Сейчас в районных судах Санкт–Петербурга рассматривается всего три уголовных дела с участием присяжных заседателей — два о незаконном обороте наркотических средств и одно об убийстве. Пока в полной мере не можем сказать о причинах ситуации, ведь уголовных дел, попадающих под юрисдикцию суда присяжных, поступает немало: только по ст. 105 УК РФ ("Убийство") единолично судьями в прошлом году было рассмотрено 160 уголовных дел.

Одной из важных для судебной системы тем является выход из–под юрисдикции Европейского суда. Зачем вообще России нужен Европейский суд по правам человека?

— Полагаю, что прецедентные решения ЕСПЧ с конца 90–х годов XX века оказали большое влияние на правовую систему РФ, особенно на систему уголовного судопроизводства — в частности, на рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических средств, о применении принудительных мер медицинского характера, на процедуру выдачи разрешений на негласные оперативно–разыскные мероприятия, а также на пенитенциарную систему — к примеру, оспаривание арестованными условий содержания в СИЗО. При этом многие решения ЕСПЧ в части защиты прав граждан были параллельны решениям Конституционного суда РФ.

Если наша страна лишится доступа к ЕСПЧ, какие последствия отказа от европейского правосудия могут быть?

— Выход России из Совета Европы и из–под юрисдикции ЕСПЧ — это политическое решение, я не могу его оценивать. В РФ в достаточной мере реализуются механизмы защиты прав граждан и восстановления нарушенных прав. Решения Конституционного суда РФ всегда направлены на защиту прав россиян. Но любой механизм может иметь изъян. Поэтому Европейский суд по правам человека, апеллируя к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую наша страна ратифицировала, часто принимает системные решения, адресуя их государству.
Прогноз по данной ситуации дать сложно, думаю, что вообще вряд ли кто–либо сможет сейчас это сделать. Но на данный момент я не вижу каких–либо серьезных последствий.
Досье
Биография 45–летий Алексей Лаков является выпускником юрфака СПбГУ. Карьеру в судебной системе начал в 1990 году секретарем судебного заседания, был помощником председателя Невского райсуда Юрия Сидоренко (впоследствии судья ВС РФ, председатель Совета судей РФ). В 2000 году назначен судьей Невского райсуда, с 2005 года судья горсуда Петербурга.<br />> В 2012 году стал главой петербургского отделения Российского объединения судей. В 2015 году назначен заместителем председателя горсуда, курируя работу апелляционной инстанции по уголовным делам.<br />> В январе 2018 года возглавил городской суд Санкт–Петербурга.