Прародитель криптовалют не сдается. Электронные кошельки по–прежнему популярны среди россиян

Автор фото: Photoxpress

Хотя интерес к ним сегментируется.

По данным Mediascope за 2018 год, наиболее востребованными сервисами онлайн–платежей после "Сбербанк.Онлайн" (им пользуется 81,7% опрошенных) оказались "Яндекс.Деньги" (48,5%), WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) и QIWI (36,2%). За год электронные кошельки стали значительно популярнее: обороты каждого из них возросли минимум на 10%.
Согласно оценкам экспертов, объем российского рынка онлайн–платежей, проводимых через электронные кошельки, измеряется сотнями миллиардов рублей в год. Всего, по подсчетам Центробанка, объем операций по переводу электронных денег превысил за прошлый год 1,68 трлн рублей. За этот период было совершено более 2,2 млрд транзакций.
Генеральный директор компании RBK.Money Денис Бурлаков считает, что популярность сервисов электронных платежей не падает и подтверждение тому — многообразие альтернативных методов расчетов, включая криптовалюту.
"Да, в России динамика роста пользователей отдельно взятых электронных кошельков замедляется, но это связано с естественным насыщением рынка, а также ростом использования карт и развитием мобильных банков", — уверен он.

Объемная ниша

По словам аналитиков, каждая известная платежная система уже нашла на рынке свою нишу. Например, сервис WebMoney популярен среди фрилансеров, которые в силу разных причин не могут получать деньги на банковский счет. PayPal активно используется малым бизнесом.
"С нашей помощью продавцы принимают оплату от клиентов практически со всего мира и в разных валютах, выставляют товары или услуги на зарубежном рынке", — рассказала "ДП" директор по развитию бизнеса PayPal в России Ольга Лоншакова.
При этом игроки рынка электронных платежей настойчиво убеждают, что называть кошельки нишевой услугой некорректно. "Нишевость подразумевает популярность сервиса только среди определенной аудитории, а нашим сервисом пользуются более 20,8 млн активных клиентов по всей России с абсолютно разным потребительским поведением", — объясняет директор по развитию продуктов и IT QIWI Андрей Протопопов.
По словам аналитиков, функционально банковские онлайн–переводы очень близки к электронным кошелькам, но последние зачастую более предпочтительны из–за множества "приятных мелочей".
"Кошелек можно привязать к нескольким видам фондирования. На нем можно хранить и электронные деньги, и банковские карты, и счет мобильного телефона. Также эти сервисы легко интегрируются в онлайн–магазины", — рассуждает глава ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.
Но на деле электронными кошельками пользуются лишь для нескольких целей. Прежде всего их используют для быстрого перевода денег между клиентами в обход банка и без комиссии. Речь идет, в частности, об отправке денег за рубеж — так получается и быстрее, и дешевле.
"При этом платежи через кошелек безопасны, поскольку нет необходимости вводить реквизиты банковской карты, которые могут быть скомпрометированы или эмитированы в виртуальную карту для совершения разовых онлайн–покупок", — рассуждает представитель QIWI Андрей Протопопов.
Вместе с тем игроки рынка признают, что зачастую электронные кошельки сегодня используют, чтобы не "светить" персональные данные эмитента при переводе средств. Помимо покупателей нелегальных товаров и услуг кошельками пользуются, например, организаторы небольших мероприятий, чтобы избежать уплаты налога с продажи билетов.
Новым этапом конкуренции электронных кошельков с банками стал выпуск виртуальных и физических карт, привязанных к счету в системе онлайн–платежей. По функционалу они почти дублируют банковский "пластик", при этом получить карту значительно проще (ее доставляют клиенту по почте).
"Яндекс.Деньги" уже эмитировали 17 млн виртуальных и более 800 тыс. пластиковых карт.

Технологии для самозанятых

По словам специалистов, главное преимущество онлайн–кошельков перед банковскими переводами — развитая система бонусов и дополнительных сервисов. В пресс–службе "Яндекса" подчеркивают, что с помощью их "Денег" можно проверить наличие штрафов ГИБДД, подписаться на уведомления о новых начислениях, а также узнать о налоговой задолженности.
"С прошлого года "Яндекс.Деньги" совместно с FinEx запустили инвестсервис на базе технологий робоэдвайзинга, который позволяет инвестировать в биржевые фонды, получая услугу доверительного управления при минимальном пороге входа", — добавили в пресс–службе.
Еще одно перспективное направление для развития онлайн–кошельков — это платежи для самозанятых. "Тут важно создать бесшовные процессы от процесса приема безналичных платежей до самого совершения платежа и зачисления средств на кошелек. Подобный сервис позволит вывести многих самозанятых из серой зоны и создать для них комфортную и легальную среду для приема платежей за товары или услуги", — поясняет Андрей Протопопов.
Развитие электронных денег неожиданно поддержала и Госдума. В середине марта нижняя палата парламента одобрила в первом чтении законопроект, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут совершать транзакции с помощью отечественных электронных кошельков.
Корпоративные средства электронных платежей только на старте своего развития. Изменения законодательства значительно упростят задачу бизнесу. Если предприниматель торгует на маркетплейсе, сейчас он может только вывести деньги с кошелька на банковский счет. По новым правилам он сможет платить комиссию магазину, избегая банковских переводов. Такой логикой нередко пользуются регуляторы: если у людей есть банковские счета, зачем нужно что– то еще? Но на самом деле есть очень много сценариев клиентского поведения, у каждого свое представление о комфорте. В ближайшие 3 года очень сильно поменяется весь платежный ландшафт. Изменения будут настолько глобальны, что даже нельзя предсказать, останутся ли на рынке электронные платежи. Но такие изменения могут затянуться из–за пользователей, которые попросту не захотят перемен.
Мария Михайлова
исполнительный директор Национальной платежной ассоциации
По моим наблюдениям, отчасти основной аудиторией кошельков стали школьники, подростки и в целом геймеры, которые покупают различные товары в онлайн– играх. В этой отрасли электронные кошельки по–прежнему востребованы. И, кстати, если несовершеннолетний уже ведет какую–то коммерческую деятельность, а банковскую карту он по возрасту получить еще не может, то онлайн–сервисы могут стать неплохим решением. Получается, что сейчас кошельки являются связующим звеном между криптовалютой и банками, поскольку с их помощью можно взаимодействовать и с тем, и с другим. С развитием блокчейн–технологии компании, которые решат внедрить ее в свои онлайн–кошельки, только выиграют и получат конкурентное преимущество.
Константин Рябов–Кожушный
генеральный директор компании Digital Services