Средне–Невский судостроительный завод перешел к одному из финальных этапов работ по созданию катушки в рамках крупного международного проекта — экспериментального реактора ITER.
На предприятии приступили к монтажу коробок контактных соединений на сверхпроводящих двойных галетах. Из них будет сформирована катушка полоидального поля PF–1 магнитной системы ITER. Производимая в Петербурге катушка — одна из шести, которые будут установлены в реакторе.
"Ее вес около 200 т, а диаметр — более 10 м. Когда искали место для создания катушки, необходим был завод с выходом в море, чтобы можно было ее транспортировать в Марсель — ближайший порт к площадке, где происходит сбор реактора (исследовательский центр Кадараш). Сейчас сбор катушки идет на понтоне, а потом она будет перегружена в порту Петербурга на морское судно", — рассказал руководитель проекта на Средне–Невском судостроительном заводе (СНСЗ) Владимир Вадатурский.
Для СНСЗ это первый опыт подобных работ. К площадке, где происходит сбор катушки, предъявляются повышенные требования по экологии и безопасности.
Работы над созданием полоидальной катушки для международного экспериментального термоядерного реактора осуществляется коллективом СНСЗ совместно с НИИЭФА им. Д. В. Ефремова. На заводе отмечают, что изготовление катушки полоидального поля PF–1 — одно из важнейших обязательств России в проекте ITER. Заказчиком работ выступает госкорпорация "Росатом". Сроки завершения работ по сбору катушки на заводе — 2020–2021 годы.
Проект ITER считается одним из сложнейших в истории человечества научно–технических сооружений. Термоядерный реактор должен стать самым надежным и безопасным источником энергии с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды.
Затраты на реализацию проекта экспериментального реактора оцениваются в 20 млрд евро. В его создании участвуют Россия, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, США и страны Евросоюза. Согласно договоренностям, Россия взяла на себя 17% работ по созданию технического проекта и 10% работ по поставке оборудования.