В силу законодательных ограничений импортные вакцины против гриппа все активнее вытесняются с российского рынка.
В 2019 году в Петербурге пик заболеваемости гриппом пришелся на февраль, когда только за один месяц острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом в городе заболели 185,9 тыс. человек. Лидером по распространенности стал вирус гриппа А, доля пациентов с ним составила 98,4%.
Петербург в лидерах
Для проведения кампании по вакцинации из федерального центра в город поступило 2,38 млн доз отечественной инактивированной вакцины "Совигрипп".
В дополнение к федеральным поставкам уже традиционно каждый год город докупает вакцину из бюджета и за счет средств предприятий. К прививочному сезону 2018/19 по этой схеме было приобретено 313,3 тыс. доз гриппозных вакцин.
Таким образом, от ОРВИ и гриппа в городе были привиты 2 684 646 человек. Это почти 51% населения Санкт–Петербурга.
Массовая бесплатная вакцинация от гриппа по программе обязательного медицинского страхования в России началась в 2006 году. Тогда же вакцина от гриппа была включена в Национальный календарь профилактических прививок.
За 11 лет охват населения вакцинацией увеличился в 2,4 раза. И теперь среднероссийский уровень охвата составляет порядка 40% — 67,4 млн привитых в 2017 году (в 2006–м — 28 млн). Заболеваемость вирусной инфекцией снизилась на порядок — с 355 до 34,9 человека на 100 тыс. населения.
Выбор без выбора
Почти весь объем и федеральных, и городских поставок в Петербурге в минувшем сезоне — это отечественная вакцина "Совигрипп". Препарат выпускает компания "Микроген", которая, работая в структуре АО "Национальная иммунобиологическая компания", входит в состав корпорации "Ростех". Также "дочкой" "Ростеха" является предприятие "Форт", выпускающее препарат "Ультрикс", который занимает 20% российского рынка.
По данным Национальной иммунобиологической компании, с 2006 по 2017 год объем заказанных гриппозных вакцин в стране увеличился более чем вдвое. В текущем эпидемиологическом сезоне для централизованных поставок в регионы было закуплено 62,3 млн доз "Совигриппа" и "Ультрикса". По закону для массовой вакцинации, которая пациентам проводится за счет государства, закупаются только отечественные препараты.
По данным городского комитета по здравоохранению, в Петербурге в сезоне 2018/19 года доля импортных вакцин в рамках всеобщей вакцинации составила 1,32%. Это 1760 доз вакцин "Ваксигрипп", закупленных для людей, которые страдают хроническими заболеваниями и "Совигрипп" принимать не могут.
"Ваксигрипп" — продукт французской компании Sanofi Pasteur. По информации комитета по здравоохранению, эти закупки проводились силами районных администраций.
Присутствуя на российском рынке порядка 25 лет, французский фармпроизводитель работает главным образом через аптечные сети и дистрибьюторов. Объемы поставок французской вакцины в Россию остаются неизменными уже несколько лет: компания сохраняет за собой долю рынка около 1–2%.
Также в России представлены гриппозные вакцины НПО "Петровакс Фарм", НИИ вакцин и сывороток и американской компании Abbott. В Петербурге над разработкой этой группы препаратов работают также НИИ гриппа и НИИ экспериментальной медицины. Главная сложность — даже не стоимость разработок, а возможность найти подходящую производственную площадку, ведь это необходимое условие для проведения клинических исследований.
НИИ вакцин и сывороток вывел свой препарат "Флю–М" на рынок в 2018 году и по его итогам уже отвоевал на рынке долю 1%. За 11 месяцев 2018 года институт выпустил и продал 24 120 доз своей противогриппозной вакцины на 5,98 млн рублей.
Что касается форм выпуска, то вакцины производятся в трех модификациях — в шприцах, ампулах и флаконах. Причем если в 2017 году наиболее популярной формой у потребителей были шприцы, то в 2018 году первенство перешло к ампулам. Средняя цена за дозу в сезоне 2018/19 колебалась в пределах от 162 рублей ("Совигрипп") до 247 рублей ("Ваксигрипп"). По оценкам аналитического центра "Русбиофарм", средневзвешенная цена за дозу вакцины против гриппа по сравнению с 2017 годом выросла на 5%.
Миф о конкуренции
Если говорить о факторах конкуренции в этой нише, то вторым по значимости после сезонности является вопрос качества препаратов. Вакцины — сложный биологический продукт, процесс производства которого связан с многоступенчатым контролем качества. Это существенно увеличивает как временные, так и финансовые затраты на производство. Если некоторые виды таблеток можно выпустить в срок до 3 недель, то производство вакцин занимает несколько месяцев. Поэтому при выборе вакцины ключевым критерием считается то, какая научная и ресурсная составляющая за ней стоит. Все это влияет на объемы поставок вакцин в ту или иную страну.
"Мы, например, планируем поставки вакцин в страны, с которыми работаем, в перспективе как минимум 3–5 лет", — говорит генеральный менеджер Sanofi Pasteur в России и Белоруссии Гийом Ошальтер.
Пока же импорт из России вследствие законодательства активно вытесняется. Например, Abbott с вакциной "Инфлювак" еще в 2017 году имел 6%–ную долю на рынке, а в прошлом году — уже лишь 2%–ную.
"Конечно, это неправильно. Даже среди отечественных препаратов должна быть конкуренция", — отмечает научный руководитель НИИ вакцин и сывороток Виталий Зверев.
Он приводит в пример практику советских времен, когда при условии производства на разных площадках и в разных регионах страны предприятия, выпускавшие вакцины против гриппа, принадлежали даже разным ведомствам. Это было своего рода страховкой на случай нештатных ситуаций.
Кроме того, существовала процедура отзыва вакцин с рынка, если по итогам контроля качества к препарату возникали вопросы.