55 лет исполняется со дня запуска авиасообщения между Хельсинки и Петербургом. Компания Finnair отметила это событие, поздравив пассажиров юбилейного рейса в аэропорту Пулково, а недавно в расписании появился еще один, уже четвертый в день рейс между Петербургом и столицей Финляндии. Полеты выполняются на 100-местных самолетах Embraer. Глава представительства Finnair в России Мария Ануфриева рассказала dp.ru о развитии Finnair на российском и мировом рынках, какими направлениями чаще других интересуются петербуржцы и является ли популярный у петербуржцев аэропорт в Лаппенранте серьезным конкурентом для компании.
Первый рейс из Хельсинки в Пулково был выполнен в 1964 году. Тогда самолеты между городами летали только 2 раза в неделю. Для финнов это направление стало в том числе транзитным для полетов в Сочи. За последние 5 лет пассажиропоток на этом направлении вырос на 125%. В 2018 году компания добавила третий ежедневный рейс. В результате рост пассажиропотока составил 44%, и Finnair перевезла за год 144 тыс. пассажиров. С начала 2019 года рост уже составил почти 24%, услугами перевозчика воспользовались 31 тыс. человек.
Запуск четвертого ежедневного рейса из Хельсинки в Петербург говорит о том, что кризис в перевозках 2014 года полностью миновал?
— Мы видим, что европейский пассажиропоток в последние 2 года восстанавливается. Возможно, это было следствием отложенного спроса, когда люди на некоторое время ограничили себя в туристических поездках. Во-вторых, люди привыкли к определенной стоимости поездки. Когда есть стабильность и понимание стоимости, людям проще решить, сколько денег они готовы заплатить за билет. Спрос на некоторые наши направления, например в Северную Америку, у Finnair выше среднего по рынку. Причина — в конкурентных ценовых предложениях, а также в качестве перевозки и удобстве стыковки, особенно для жителей Петербурга.
Вообще, доля российского рынка в прибыли Finnair в последние годы растет, мы видим хорошие тренды — увеличение количества рейсов себя оправдывает. Мы перевозим большую долю транзитных пассажиров из Петербурга, Москвы, Казани, Екатеринбурга, Самары. Они используют аэропорт Хельсинки как хаб для дальнейшего путешествия в Европу, Азию или США.
Вы можете прослушать интервью в нашем сообществе в vk.
Какие направления будут пользоваться наибольшим спросом в этом сезоне?
— Главная новинка, которая уже пользуется спросом у петербуржцев, — это наш рейс в Лос-Анджелес. Мы запустили его всего несколько дней назад. Большое количество рейсов мы предлагаем и на азиатских направлениях, и среди главных новинок этой зимы — Саппоро, очень модный горнолыжный курорт.
Я думаю, что этим летом будет пользоваться большой популярностью Лиссабон. Он очень популярен у жителей Петербурга, также к нему есть большой интерес у туроператоров. Традиционно популярностью пользуются испанские направления: Малага, Аликанте, Мадрид. Из европейских новинок на летний сезон — это Ганновер, в первую очередь как направление для деловых поездок. И еще на лето у нас планируются маршруты для опытных путешественников — в небольшие европейские города, среди них Бордо, Болонья, Порту.
Какова доля транзитных пассажиров в общем объеме перевозок компании?
— Доля транзитных пассажиров в размере всей авиакомпании очень большая — больше 60%. Среди пассажиров, вылетающих из России в Финляндии, остаются не более 12,6% пассажиров. Если мы говорим только про Хельсинки, то доля пассажиров, прилетающих в столицу Финляндии из России, составляет только 9%, остальные летят дальше.
Достаточно ли услуг и инфраструктуры в аэропорту Пулково?
— Я не сталкивалась никогда с негативными комментариями как пассажиров, так и коллег. Аэропорт Пулково очень современный, вместительный. В нем большой зал вылета, пассажирам там комфортно. Аэропорт полностью удовлетворяет запросам как российских, так и зарубежных пассажиров, которых мы перевозим по петербургскому маршруту — например, из Японии, США.
Оператор аэропорта Хельсинки Finavia заявляет о планах по увеличению пассажиропотока до 30 млн человек в год. Доля базового перевозчика Finnair в объеме перевозок составляет около 60%. Какие ваши прогнозы по росту пассажиропотока?
— Например, до 2020 года мы планируем вдвое увеличить количество кресел на азиатских направлениях. Вообще, 2017-2018 годы стали периодом интенсивного роста для нас. В частности, Finnair получила новые самолеты Airbus A350, которые существенно увеличили количество кресел, и суммарно авиакомпания в прошлом году перевезла 13 млн пассажиров. Мы продолжаем получать новые самолеты, сейчас у нас 13 Airbus A350, в ближайшие 2 года ждем еще шесть лайнеров. Разумеется, рост продолжится и в дальнейшем.
На фото: A350
Парк авиакомпании состоит из самолетов Airbus 319/320/321 на европейских направлениях, а также Airbus 330 и 350-900 на дальнемагистральных маршрутах. Также в нашем флоте есть самолеты меньшей вместимости — это Embraer E190 и ATR 72-500, принадлежащие дочерней компании Finnair Norra. ATR 72-500 наиболее эффективны на коротких маршрутах — например, на рейсах внутри Финляндии и в страны Балтии. Сейчас, кстати, начался процесс обновления внутренних интерьеров этих самолетов. Самолеты приобретают новый комфорт, аккуратность и чистоту. Первые обновленные самолеты будут летать этим летом, и мы рассчитываем, что до второго квартала 2020 года все ATR будут обновлены.
Ryanair запускает рейсы в Будапешт, обсуждается возможность запуска прямой электрички из Петербурга до аэропорта. Является ли серьезным конкурентом аэропорт в Лаппенранте?
— Авиаиндустрия — это очень конкурентный рынок. В Хельсинки есть значительное количество других авиакомпаний, в том числе и лоукостеров. Но Finnair не является низкобюджетной авиакомпанией — мы предоставляем гораздо больший список услуг и направлений. При этом у нас есть и бюджетные тарифы, в том числе безбагажные.
Компания Finnair запускает новое предложение: помимо уровня эконом-комфорт вводится новый класс эконом-премиум. Каким пассажирам предназначено это предложение?
— Мы видим в этом потенциал для корпоративных клиентов, например когда политика поездок в компании не позволяет летать бизнес-классом, или для индивидуальных путешественников, которые готовы доплатить за дополнительный комфорт. Это будет отдельный салон между экономическим и бизнес-классом во всех дальнемагистральных самолетах. В нем будут другие кресла, отличающееся от экономкласса, питание, дорожный набор, как в бизнес-классе, и другие дополнительные опции. Введение нового класса — это большой проект и большие инвестиции. Сейчас решается вопрос, сколько будет мест, какой будет предоставляться спектр услуг, сколько будет стоить билет. Продажу билетов в класс эконом-премиум планируется начать в апреле 2020 года.
Востребованы ли бизнес-салоны среди российских пассажиров?
— Мы видим рост пассажиропотока в бизнес-классах на наших маршрутах из России — увеличение на 25,2% в 2018 году и в районе 27% в I квартале 2019 года.
В чем особенность меню на борту?
— Мы хотим подчеркивать нашу финскую, нордическую идентичность — мы компания, которая гордится своими финскими корнями. Кулинария, как и дизайн, подчеркивает идентичность авиакомпании. Принципы нашей высокой кулинарии заключаются в том, что мы используем натуральные сезонные продукты, мы приглашаем скандинавских и азиатских поваров, мы делаем микс на базе скандинавской кухни. Такой подход очень востребован, в том числе среди японских пассажиров. Обновляется по сезонам — летнее, зимнее.
На фото: Бортовое питание
Также среди причин ввода новых меню могут быть праздники и памятные даты, которые мы хотим отметить. Например, в прошлом году праздновалось столетие независимости Финляндии, и Finnair подготовила в праздничные дни специальное бортовое меню, один из вариантов которого был основан на принципах финского школьного питания. Мы спросили у финских школьников, что им нравится больше всего, и среди фаворитов оказались, например, мясные фрикадельки. Кроме того, на всех наших рейсах пассажиры могут попробовать знаменитый финский черничный сок.
На фото: Дорожный набор
Вообще, тема натуральности, экологичности, заботы о природе — одно из ключевых стратегических направлений Finnair. Ранее мы запустили сервис, позволяющий пассажирам компенсировать выбросы СО2 или приобрести биотопливо для перелетов, а в апреле компания представит обновленные дорожные комплекты для пассажиров бизнес-класса в сотрудничестве со знаменитым финским брендом Marimekko. В числе прочего в набор входит и уникальный аксессуар — тапочки, сделанные из переработанных пластиковых бутылок.
Антон Толстов