Минэкономразвития разработало законопроект, с принятием которого сносить гаражи станет гораздо сложнее
Согласно проекту закона "О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", владельцам гаражей разрешат оформлять землю под ними в аренду на срок до 5 лет, владельцам мест в паркингах — на срок до 10 лет. При этом в гаражах хотят запретить любую предпринимательскую деятельность.
В основе законопроекта лежит попытка разрешить застарелый конфликт интересов между собственниками гаражей (гражданами) и собственником участков под ними (государством). Власти часто не хотят продлевать аренду на землю под старыми гаражами, если на нее имеются иные виды. Новый законопроект прописывает механизм оформления земли под свой гараж, чтобы бокс не снесли. Для этого нужно выполнение нескольких условий.
Во–первых, гараж должен быть построен до введения в действие Градостроительного кодекса (30 декабря 2004 года). Во–вторых, он должен использоваться гражданином (а не организацией). В–третьих, участок под ним должен находиться в государственной собственности и быть выделен из большого участка, предоставленного в свое время гаражному кооперативу, и распределен этим кооперативом гражданину.
При стечении всех этих обстоятельств хозяин гаража имеет право на предоставление участка под ним в аренду без проведения торгов сроком не более чем на 5 лет. В предоставлении участка отказывается, если гараж признан самовольной постройкой. Зато нельзя отказать под тем предлогом, что утвержденный ранее режим использования территории не предполагает размещения гаражей.
Законопроектом регулируются и коллективные гаражи — это здания, имеющие два и более этажа, состоящие из машино–мест и иных помещений. Иными словами, паркинги. Гражданам хотят разрешить получить в коллективную аренду на срок до 10 лет земельный участок под ними при соблюдении примерно тех же условий, что и в случае с индивидуальными гаражами (в частности, здание должно быть построено до вступление в действия Градкодекса). Отличие в том, что договор должны подписать все пользователи паркинга.
Главное — не разливать
"Законопроект не ограничивается только лишь механизмом приобретения прав на ранее построенные гаражи. Он предусматривает комплексное и системное регулирование вопросов правового положения и деятельности гаражных кооперативов и членов таких кооперативов, вносит изменения в действующие законы", — сообщили "ДП" в Минэкономразвития.
Уточняется, что гаражные боксы можно использовать для бытовых нужд, но не для бизнеса.
Правда, в законе есть оговорка, что он не регулирует отношения по тем гаражам, которые "являются объектами вспомогательного использования" по отношению к автосервисам и мойкам.
То есть можно сказать, что это не автосервис при гаражах, а гаражи при автосервисе, и тогда с них не спросишь. Подземные гаражи и вовсе выводятся из поля действия закона.
Председатель Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынкаАлексей Третьяков в комментарии "ДП" назвал инициативу по ограничению предпринимательства в гаражах странной, поскольку непонятно, как ее можно реализовать. Он опасается, что власти смогут слишком вольно трактовать эту норму.
"Если власть протестует против того, чтобы в гаражах подпольно разливали водку, я за. А если речь идет о том, что на территории гаражных кооперативов хотят запретить даже самые мелкие ремонтные работы, то я против", — сказал Алексей Третьяков.
По его словам, объем гаражного бизнеса в цифрах оценить сложно, но в последние годы он, очевидно, сократился. Во–первых, молодежь проявляет меньше интереса к гаражной культуре, предпочитая возить машину в автосервис. Во–вторых, площади гаражных кооперативов в Петербурге уменьшились в результате застройки.
Ямочный закон
"Принятие отдельного закона о гаражах на данном этапе в целом нецелесообразно", — сказал в комментарии "ДП" старший юрист юридической компании Rightmark Group Олег Лодянов.
Очевидно, что проблемы, поднятые в законопроекте, затрагивают все стороны. Государство озабочено тем, что использование земли под гаражами неэффективно с точки зрения развития города, а за землю из–за того, что она не оформлена, не платятся налоги. Касается документ и граждан, чьи гаражи сносятся (в том числе в связи с отказом государства от продления прав на участки).
Но требуется гораздо более системное решение, нежели то, что предложено. "Корень проблемы кроется в неразработанности системы вещных прав на землю. До тех пор пока не будет разработана концепция и принята новая редакция главы Гражданского кодекса о вещных правах (она уже почти 10 лет безрезультатно находится на стадии обсуждения), принятие отдельных законов в сфере недвижимости будет напоминать "ямочный ремонт", — полагает Олег Лодянов. Из законопроекта можно было бы оставить только нормы о гаражных кооперативах, поскольку, в отличие от жилищно–строительных кооперативов, в законах им отведено крайне мало места.
"С кооперативами в Петербурге принципиально не заключают новых договоров аренды, и существуют они практически на птичьих правах. Если в отношении земельного участка находится инвестор, кооператив выселяют", — сказала "ДП" руководитель петербургской практики земельного права, недвижимости и строительства "Пепеляев Групп" Елена Крестьянцева. По ее словам, законопроект призван вернуть отношения гаражников и властей в правовое поле.
Отметим, что ранее крупные сносы гаражей происходили в разных частях города (в частности, вдоль Кубинской и Планерной улиц) под строительство Западного скоростного диаметра, а также на Парнасе — под возведение жилья. Придя к власти в 2011 году, губернатор Георгий Полтавченко объявил мораторий на снос гаражей. Масштабы демонтажных работ уменьшились, но локальные сносы впоследствии возобновились.
Одна из нынешних горячих точек — гаражный кооператив "Петроградец–4", расположенный между Мебельной улицей и Сестрорецкой железной дорогой возле станции Старая Деревня. Ранее участок был передан городом в аренду Приморской общественной организации Всероссийского общества автомобилистов, но в 2010 году договор был расторгнут.
Теперь на этой территории хотят построить завод упаковки ЗАО "Таурас–феникс" (инвестпроект с объемом инвестиций 4,5 млрд рублей признан стратегическим). Владельцев боксов проинформировали о предстоящем демонтаже и выплате компенсаций, чему они не рады.
На минувшей неделе интернет–петиция в защиту кооператива набрала тысячу подписей.
Как сообщили в Минэкономразвития, в соответствии с графиком законопроектной деятельности правительства, срок представления законопроекта в правительство РФ — август 2019 года.