Нeнормальные сотрудники — то есть те, которые "не как все", — могут как помочь, так и навредить компании. "ДП" продолжает серию материалов с вредными советами, которые помогут разобраться в основополагающих вопросах управления персоналом, и объясняет, где, как и зачем искать "ненормальных".
"Ненормальные" сотрудники будут расшатывать устоявшиеся бизнес–процессы, вести себя непредсказуемо и благодаря этому могут обеспечить компании высочайшую эффективность работы, считает Екатерина Медведева, исполнительный директор СОБА.
Определить "ненормальность" работника просто. "Такой сотрудник многогранен: он может выступать с параноидальными идеями, которые никто не разделяет, проявлять патологическую склонность к обманам, произносить компанейские шутки в адрес руководителя, например такие: "Опять решил дольше поспать вместо душа?" — говорит Тарик Альхаурани, директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia.
Что за птица и где ее искать
Психотерапевт Андрей Кашкаров отмечает, что людей задевает не то, что их коллега "хамит клиентам, экстравагантно одевается, не знает этикета, не умеет считать, не соблюдает субординацию, поднимает неудобные нерабочие темы на совещаниях", а то, что он с ними не согласен и выделяется. "Поэтому личные и профессиональные качества "ненормального" могут быть любыми при условии, что они подаются в непривычной, яркой и смелой, независимой форме самовыражения. Дело именно в форме самовыражения. А не в наборе персональных качеств", — уточняет специалист.
Чтобы привлечь таких людей на работу, работодатель должен сделать несколько важных шагов. Для начала нужно нанять "ненормального" кадровика: он сам найдет себе подобных, советует Андрей Кашкаров. Если кадровик уже с вами, можно рассмотреть другие варианты. "Прекрасный способ найти сотрудника — обратиться к бабушкиным подружкам. Уж они точно знают все о людях, а их связи практически безграничны. По крайней мере, соседке Марине нашли жениха за неделю. Компаниям также нужны такие инновационные методы соискания", — предлагает Тарик Альхаурани.
Особо искушенным работодателям подойдет размещение объявлений в отделениях полиции. Там точно можно найти полное и достоверное досье на соискателя. "Хорошие площадки для размещения вакансий — это сайты знакомств, там все ведут себя по–настоящему раскрепощенно. Таким образом можно оценить качества потенциального сотрудника со стороны, когда он не ожидает, что его оценивает работодатель", — дает совет Тарик Альхаурани.
Найти идеального "ненормального" сотрудника задача непростая, одна из стратегий — затаиться и ждать, пока он сам не объявится, например обратится в паблик компании в соцсети с вопросом: "А нет ли у вас для меня работы?" Главное — чтобы он не вдавался в детали о том, кто он, собственно, такой и что умеет.
А может быть, "ненормальный" уже проник в ваш коллектив? "Оглядитесь. Он наверняка бурчит себе под нос, методично поливает искусственные цветы в офисе и на всякие замечания по этому поводу ощеривается, заявляя, что они тоже живые и хотят пить. Окуривает рабочие места коллег, изгоняя таким способом злых духов, — описывает искомого сотрудника Юлия Шленская, президент группы компаний "КВТ". — Вид он имеет немного ошалелый, потрепанный и на каждое обращение к нему вздрагивает, растерянно откликаясь: "А?"
Как провести собеседование
"При размещении вакансии надо указать волшебную фразу: "Требуется творческий человек". При приеме на работу смотреть надо на предыдущую карьеру и хобби", — говорит Андрей Кашкаров. Психотерапевт уточняет, что тесты "ненормальным" давать не стоит: такой кандидат, если он достаточно мотивирован, может специально для вас набросить личину "нормальности".
Екатерина Медведева предлагает все же не манкировать классическими психологическими тестами и обязательно подсунуть кандидату цветовой тест Люшера, а уже потом смотреть в глаза — "зеркало души". Вы все увидите сами, с первых минут разговора.
Собеседования придумали те, кто сомневается в себе и своем выборе, говорят специалисты. Подбор сотрудника — это как любовь с первого взгляда: либо да, либо нет.
"Если все–таки регламент компании предполагает проведение собеседования, предложите встречу в неформальной обстановке. Идеально подойдут трактир, клуб, вечер speed dating, зоопарк, магазин "Пятерочка" или центр зала в метро. Согласился? Подходит!" — говорит Тарик Альхаурани. "Если кандидат согласится, не поведя бровью, — поздравляем, вы нашли своего идеального "ненормального" соискателя! Чтобы убедиться в этом окончательно, поинтересуйтесь, как ваш потенциальный сотрудник защищается от рептилоидов и до каких максимальных показателей (в джоулях) ему удавалось заряжать воду", — предлагает Юлия Шленская.
Если специально найти чудаков никак не удается, придется работать с тем, что уже есть.
"Можно сделать "ненормальным" весь коллектив. Для этого всем поднять зарплату (просто так), каждый день хвалить и заискивать, восхищаться и боготворить, а лучше славить тот день, когда тот или иной сотрудник переступил порог компании", — говорит бизнес–тренер Светлана Вайсберг. Главное — не спрашивать отчетность и не планировать работу. Такой уникальнейший коллектив станет украшением любой компании!
В чем польза, брат?
Польза от чудака–человека в коллективе действительно феноменальна, уверены эксперты. "Он держит всю команду в тонусе, а также сплачивает между собой нормальную часть коллектива по принципу "дружим против чудака". Когда вы наконец примете решение избавиться от странного персонажа, то получите прекрасный, дружный и деятельный штат нормальных сотрудников", — говорит Юлия Шленская.
Если же победит партия "ненормального", коллектив трансформируется и очистится: кто не согласен — уйдут. Произойдет обновление компании, которое только пойдет ей на пользу, говорит Андрей Кашкаров. Возможен и другой вариант. "Ненормальный", почудив в коллективе, адаптируется и станет вполне своим, даже лучшим из своих — в связи с оригинальностью и яркостью поступков. В этом варианте компании снова польза, ибо этот "ненормальный" сгенерирует для вас такую тьму идей и решений, которую нормальные и за 3 года не вырабатывают", — говорит психотерапевт.
Василий Пигин, генеральный директор TTI SI Russia, вспоминает, как он искал к себе на работу офис–менеджера. "Нам порекомендовали очень молодую "аккуратную и умную", как сказали рекрутеры, девушку. Познакомившись с ней на интервью, мы поняли, что на должность офис–менеджера она не подходит. Замкнута, общаться не умеет, делового опыта практически никакого. Крайне странный человек. Но мы наняли ее на работу, хотя до момента встречи даже и не планировали открывать вакансию интернет–аналитика".
Дело в том, что перед интервью HR провел психологическое тестирование, которое показало, что эта кандидатка очень внимательна к деталям, обладает крайне высокими аналитическими способностями, интеллектом, тонкой логикой и безумным стремлением учиться. Это же тестирование показало и перечисленные выше недостатки. "Через год этот человек, появляясь в офисе лишь 1–2 раза в месяц и ведя практически ночной образ рабочей жизни, построил нам систему интернет–анализа и стал уникальнейшим даже для профессионального рынка специалистом по софту, на котором работает вся наша компания. Нам просто сказочно повезло", — говорит Василий Пигин.
Эксперт напоминает: когда вы идете на рыбалку, вы берете червяка, потому что его любит рыба. Когда вы нанимаете сотрудника для работы, вы нанимаете человека, который будет подходить для работы, а не удовлетворять ваши представления о нормальности.
Недовольным общением с "ненормальным" сотрудником клиентам всегда можно сказать, что это был розыгрыш. "Зато заказчик запомнит казус и будет любить вас сильнее прежнего, потому что оценит, как чудесно вы работаете на фоне того чудика", — говорит Тарик Альхаурани.
Не забывайте, что жизнь без "ненормальных" скучна, а они, в свою очередь, не считают нормальными вас — субъективно нормальных, напоминает Андрей Кашкаров.