Автоматизация процессов позволяет ретейлерам привлекать новых покупателей и экономить на фонде оплаты труда
В настоящее время кассы для самостоятельных покупок есть у большинства российских ретейлеров — "Ленты", "О'Кей", X5 Retail Group, "Магнита" и др. По оценкам Павла Смольникова, основателя стартапа Teleitems и разработчика робота–логиста для ретейла, стоимость кассы самообслуживания варьируется в зависимости от функционала. "Если это экономрешение, больше похожее на платежный терминал, то стоимость составит 400–600 тыс. рублей. Если же полноценная касса со всеми устройствами, то от 800 тыс. до 1,5 млн рублей", — говорит он.
Экономия времени
С 2012 года кассы самостоятельной оплаты покупок есть во всех гипермаркетах "Ашан". Товары сканирует сотрудник магазина, затем он выдает покупателю талон, а тот уже подходит к терминалу самооплаты. Такая система позволяет значительно увеличить пропускную способность касс и избегать очередей. Начали появляться и кассы полного самообслуживания, но пока они тестируются только в двух супермаркетах. По словам директора по корпоративным коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Марии Курносовой, средняя стоимость устройств на рынке варьируется от 500 тыс. до 1,2 млн рублей. Срок амортизации оборудования составляет от 3 лет и выше в зависимости от поставщика, а срок окупаемости — 2–3 года.
В сети "ВкусВилл" работа касс самообслуживания пока тестируется. Ретейлер вышел на петербургский рынок в 2018 году, пообещав открыть 200 фреш–маркетов за 2 года. Сейчас устройства для самостоятельной оплаты товаров есть в 34 магазинах сети, в основном в Москве и Подмосковье. По словам территориального управляющего компании Любови Фроловой, у ретейлера на такие кассы "большие планы".
"Лента" также собирается развивать подобный проект. Сейчас сканеры и кассы для самостоятельных покупок есть практически во всех гипермаркетах сети в Петербурге. Ретейлер отмечает, что клиентам нравится этот сервис, поскольку позволяет сократить время на оплату покупок.
Морально устаревшее решение
Однако не все компании стремятся развивать это направление. Так, "Азбука вкуса" демонтировала кассы самообслуживания в своих супермаркетах. Ретейлер установил такие терминалы в 2014 году, до недавнего времени они работали в четырех московских магазинах сети. По словам представителя компании Андрея Голубкова, из–за изменений в организации движения транспорта и работы парковок возле супермаркетов изменился и покупательский трафик, торговые точки перешли в формат магазин у дома. В результате необходимость в кассах самообслуживания отпала.
"Кроме того, многие клиенты приходят за сервисом. Покупателям важно, чтобы на кассе им уделили внимание, упаковали продукты", — добавляет Андрей Голубков. Помимо того, в компании считают кассы самообслуживания морально устаревшим решением.
Такого мнения придерживаются теперь и в петербургском ТД "Интерторг" (сети Spar, "Народная семья"). Ранее компания использовала кассы самообслуживания, однако решила от них отказаться. Значимых улучшений при использовании не было, а стоимость эксплуатации была высокой. Возвращаться к проекту ретейлер не планирует.
Не кассой единой
Автоматизацией процессов в ретейле занимаются многие компании. Российские разработчики создали приложение для самостоятельного сканирования и оплаты товаров с помощью смартфона ScanToBuy. Технология уже протестирована, а в апреле стало известно, что ScanToBuy покупает "Яндекс.Маркет", который планирует интегрировать сервис в свой проект "Суперчек".
Похожая система с 2018 года действует в некоторых петербургских магазинах "Ленты" и "О'Кея". Для покупателей доступны ручные сканеры, с помощью которых они могут отсканировать товар внутри магазина, а затем оплатить его на кассе самообслуживания.
Сплошные плюсы
Между тем в компании CSI, среди клиентов которой "Глобус Гурмэ", "О'Кей", "Лента" и "Дикси", отмечают, что для ретейлеров оправданно внедрение скорее системы самообслуживания. "Обычно запуск такой системы подчинен главной цели — увеличить пропускную способность магазина", — рассуждает руководитель направления систем самообслуживания компании Игорь Чечулин. По его словам, это помогает решить актуальную для многих ретейлеров проблему нехватки персонала: вместо 7–10 кассиров достаточно двух–трех консультантов.
Повышение пропускной способности ведет к сокращению очередей. Как следствие, растет трафик. "Добавить к положительному покупательскому опыту wow–эффект от технологического уровня и заботы о потребителях — и мы получаем магазин, в который хочется возвращаться снова и снова", — считает Игорь Чечулин.
В "Штрих–М Северо–Запад" добавляют к плюсам касс самообслуживания экономию места, что актуально для небольших торговых точек, а также снижение случаев воровства на кассах и обсчета покупателей. В компании отмечают, что цена касс сейчас "очень адекватная", в среднем 290–350 тыс. рублей, а их окупаемость не превышает полугода.
В свою очередь, Павел Смольников считает, что с кассами самообслуживания немало проблем. "Многие решения выполнены довольно чопорно в плане интерфейса, есть проблемы со сканированием товаров", — утверждает он. Речь идет как о самих сканерах, так и о некачественной стикеровке продуктов, поэтому зачастую требуется помощь консультанта.
Есть и юридический аспект: при продаже алкоголя магазин обязан идентифицировать покупателя. "Но обычно при наличии товаров определенной категории система автоматически вызывает консультанта, который должен проверить паспорт, если у него возникает сомнение в возрасте", — добавляет Павел Смольников.
“
Эксперименты с внедрением касс самообслуживания в ретейле продолжаются, но я убежден, что конечная цель всех попыток — прийти к использованию более совершенной технологии RFID–меток. Они позволяют считывать стоимость и количество товаров без сканера. По инструкции сумка с продуктами проносится через своеобразные ворота. В этот момент с помощью электромагнитной волны генерируется информация о всей потребительской корзине в целом. Разработку уже внедрили в магазинах спортинвентаря «Декатлон». Продуктовые ретейлеры медлят из–за дороговизны устройства: придется на каждый товар наносить специальную метку стоимостью около 10 рублей. Однако за счет массового использования спустя время она будет стоить копейки.
Иван Федяков
гендиректор INFOLine
“
Для ретейла оправданна не установка касс, а внедрение системы самообслуживания как принципа работы с покупателем. Такая система на 100% оправданна для любого магазина, и не только продуктового. Но в каком именно виде и объеме будет наиболее эффективна — зависит от различных факторов: формата магазина, его потребностей и бизнес–процессов. Ценность не в кассе или другой технологии самообслуживания, а в достигаемом с ее помощью результате.
Игорь Чечулин
руководитель направления систем самообслуживания CSI