В топливной сфере с нетерпением ждали итогов I квартала — чтобы наконец через прорехи в карманах показать неэффективность демпфирующего механизма. Их зашивание обойдется государству в пару сотен миллионов рублей.
Начало апреля не радовало петербуржцев приятными температурами, чего не скажешь о ценах на бензин, которые менее чем за 2 недели упали на 3%. Это радость для автовладельцев. Но и на бирже установился позитивный фон — оптовые цены на топливо идут вверх. В плюсе от необычной ситуации независимые АЗС, которые увеличили свою маржу. Рыночная турбулентность прошлого года поставила их на грань выживаемости, и теперь, можно сказать, независимые получают компенсацию. "Никогда ранее разрыв между оптом и розницей не достигал 38%, или 12 рублей в литровом измерении. Среднее отклонение розницы от опта за 2018 год составило 18%. Восстановление оптовых цен не несет угрозы увеличения для розничных, они достаточно высоко оторваны от оптовых", — говорит Виктор Костюков, генеральный директор АО "РКИ".
Однако эксперт–аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев не считает ситуацию удивительной. "Явно выраженного роста биржевых цен не наблюдается, как и в рознице. На рынке явный избыток предложения, договоренности о заморозке действуют. Некоторые расхождения по вектору между биржей и розницей возможны в силу отставания во времени: грубо говоря, на АЗС сегодня продают бензин, купленный вчера по вчерашней цене. А вот цена netback действительно растет. Если цена АИ–92 на СПбМТСБ до сих пор держится в районе 39 тыс. рублей за тонну, то цена netback составляет уже 61 тыс. рублей. Дело в том, что цены топлива в Европе, снижавшиеся до марта, вновь стали расти и уже превысили уровень декабря".
Сопротивляясь демпферу
К 1 апреля официально истек срок договора о заморозке розничных цен на топливо. Однако его тут же решили продлить еще на квартал — прежняя планка "+3% к объему топлива 2017 года", возможно, будет снижена. Конец марта также позволил подвести итоги работы демпфирующего механизма — того самого, о который продолжают ломать копья. Он задумывался как способ уравновесить рынок — дать рентабельность рознице в условиях замороженных цен и получить прибыль нефтеперерабатывающему сектору, на который давят выросшие с 1 января акцизы. Но картина выходит иная. Как подсчитали в ИГ "Петромаркет", российские НПЗ за март получат 44 млрд рублей (в качестве возвратного акциза на нефть). Однако в "ЛУКОЙЛе" за цифрами увидели, что "залитие" внутреннего рынка нефтью привело к убыткам нефтяников в 50 млрд рублей — и это только в январе и феврале.
"Мы наблюдаем ситуацию, когда нефтепереработка в нефтедобывающей стране убыточна. Налоги на внутреннем рынке значительно выше, чем на внешнем. Акциз и НДС на внутреннем рынке составляют 40% цены, ничем эту разницу не покрыть, потому что предпринимается все возможное, от фиксации розничной цены до ограничения экспорта при единовременном росте налогов на внутреннем рынке, чтобы уничтожить хоть какой–то люфт для маневра", — заявил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Нефтяные компании не перестают говорить о плавающем акцизе, несмотря на четкий отказ правительства, данный еще в конце января. Но поднималась тема компромиссного шага — существующий механизм обещали подкорректировать, чтобы производители не несли убытки. Эта уступка, по подсчетам Минфина, обойдется бюджету в 200 млрд рублей, однако пока нет понимания, как их компенсировать. Также Госдума отклонила несколько поданных законопроектов о государственном регулировании цен на моторное топливо; официальная причина — противоречие таких механизмов членству России в ЕАЭС, которое прямо подразумевает рыночное регулирование цен.
"В какую сумму это обойдется, еще неизвестно, ведь величина компенсации будет зависеть от экспортных цен, а они меняются, — говорит Алексей Калачев. — Судя по тому, что цена netback снова растет, демпфирующий механизм может обойтись бюджету и больше, чем в 200 млрд рублей. Источник этих средств пока неясен. По публикациям в СМИ, обсуждались варианты использования средств ФНБ или проведение денежной эмиссии. Но пока ясно одно: Минфин не готов поступаться интересами самого бюджета. По сути, от демпфирующего механизма можно было бы вовсе отказаться, просто снизив ставки акцизов на моторное топливо, которые уже составляют около 20% цены. Но Минфин явно не готов делиться, а хочет только собирать".
На мировом нефтяном рынке пока те же самые качели: ОПЕК сокращает, США наращивают. В марте страны — участники соглашения ОПЕК по сокращению добычи черного золота выполнили сделку на 155%, понизив суточную добычу до 25,5 млн баррелей. За день до этого американцы подсчитали, что в 2018 году они выкачивали из недр страны почти 11 млн баррелей нефти в сутки, а в декабре дошли почти до 12 млн баррелей. Однако рынок отреагировал динамично — котировки Brent перевалили за $71. К сожалению, долгого ажиотажа на рынке не случилось: после пика цены в тот же день пошли вниз, чтобы буквально через день показать рекордное с начала года значение.
Стратегия на газе
Россия — страна стратегических целей. Очередную поставили накануне — довести долю страны на рынке СПГ до 15–20% к 2035 году (сейчас это значение равно 8%). Общемировые тенденции добычи СПГ показывают бурное развитие сферы. По прогнозам аналитиков Deloitte, в ближайшие 20 лет она вырастет в 2 раза. Глава Shell в России Седерик Кремерс уверен, что мировой спрос на этот ресурс до 2030 года будет расти как минимум на 4% в год. В 2018 году мировое потребление составило 314 млн т.
Но главный тренд — это 70%–ный рост поставок газа в Европу. Такая бурная деятельность приводит к зарождению новых игроков со своими портфелями.
Утверждать, что газ — новая нефть, пока рано, однако эксперты рынка говорят о росте как спроса, так и предложения — к 2025 году мировые СПГ–аппетиты могут вырасти до 433 млн т.
В 2018 году добыча газа в стране выросла на 5%, до 725,4 млрд м3, а по мощностям производства СПГ Россия вошла в тройку мировых лидеров. Реализуется восемь газовых проектов, однако не у всех из них дела идут гладко. О выходе из совместного с "Газпромом" проекта "Балтийский СПГ" объявила Shell (о сотрудничестве компании договорились в 2017 году). При этом инсайдеры дискутируют, уползла ли "ракушка" сама или ее "попросили". Как бы там ни было, но "Газпрому" придется где–то искать $11,5 млрд (или 700 млрд рублей с лишним) на строительство завода по сжижению газа и газохимического комплекса в Усть–Луге мощностью 13 млн т СПГ и 3 млн т полиэтилена в год. Также проект остается без технологии — изначально предполагалось, что в обмен на участие в проекте своими наработками поделится именно Shell.
Также Совет Евросоюза утвердил проект поправок к газовой директиве, благодаря которым Брюссель сможет больше контролировать морские газопроводы, — это напрямую касается "Северного потока — 2". Как отмечает заместитель директора информационно–аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова, поправки принципиально не скажутся на реализации проекта: "Речь идет о том, что контролирующая газопровод компания обязана будет допустить к нему газ независимых от нее поставщиков. Проблема может быть решена, если оператор проекта, СП Nord Stream 2, продаст долю в газопроводе независимой компании. Скорее всего, это может быть газовый оператор из Германии, не участвующий в строительстве и пока не имеющий доли в газопроводе "Северный поток". Более того, власти Германии, по мнению ряда европейских СМИ, готовы заново создать такого оператора, чтобы еврокомиссия не придиралась к недостаточно тщательному соблюдению общеевропейского законодательства".