О том, в какие сферы экономики готовы вкладываться китайские бизнесмены, чего они ждут от России, почему туристы из Поднебесной не любят иноземную кухню и что можно противопоставить черному отельному рынку, "ДП" рассказала Елена Морозова, генеральный директор ГК "Хун–Фу Новый Сити".
Какие интересы у "Хун–Фу Новый Сити" на российском рынке?
— Несколько лет назад пекинская группа "Хун–Фу" учредила ООО "Хун–Фу Новый Сити" для реализации инвестиционных идей на территории Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Сегодня "Хун–Фу Новый Сити" является оператором нескольких проектов на российском рынке. В основном это инвестиции, девелопмент, строительство. Девелопмент — самое молодое направление, им мы занимаемся всего 4 года. Но у нас уже хороший опыт: сданы в эксплуатацию жилой комплекс "Пушкин House" в самом сердце города Пушкина и поселок таунхаусов с участками "Есенин Village". Все земельные участки, на которых мы реализуем свои проекты, находятся в нашей собственности.
А какой земельный банк в собственности у группы компаний сегодня?
— Крупный — более 500 га.
Какие девелоперские проекты в настоящее время реализует группа компаний? На какой стадии они находятся?
— На наш взгляд, продажи участков без подряда, как практикуют многие лендлорды в России, морально устарели. Поэтому мы продаем только качественные дома и не намерены способствовать хаотичной застройке.
Из новых крупных проектов — малоэтажный поселок Sun City в Тосненском районе Ленобласти на 380 тыс. м2. Новые кварталы будут насыщены социальной инфраструктурой: здесь появится школа на 825 учеников, четыре детских сада общей вместимостью 520 мест, амбулатории, спорткомплекс с бассейном. Сейчас идет согласование проекта планировки территории.
У нас есть проект "Мариинская усадьба", где заселены первые две очереди и в стадии строительства еще две. Единый архитектурный ансамбль, отличные асфальтированные дороги, ландшафтный дизайн — это стиль застройки коттеджных поселков, присущий Китаю. Аналогичный проект хотим реализовать на Карельском перешейке рядом с поселком Репино–Ленинское. Он получил название Wellspring.
Также ведутся переговоры по двум крупным проектам: на 100 тыс. м2 в городе и более 85 тыс. в Ленобласти. Там планируется построить жилые и коммерческие площади. Как только будут достигнуты конкретные договоренности, мы анонсируем оба проекта. Думаю, это произойдет в ближайшие месяцы.
На фото: "Мариинская усадьба"
Есть ли какие–то особенности реализации девелоперских проектов бизнесменами из КНР?
— С момента принятия решения китайским инвестором до выхода на стройку проходит мало времени, это китайская специфика — долго запрягать и быстро ехать (10 лет думать и за год построить).
"Хун–Фу Новый Сити" ведет строительство по 214–ФЗ? Сегодня требования к нему меняются, как реагируют инвесторы?
— На первых своих проектах "Хун–Фу Новый Сити" поработала по 214–ФЗ, который с недавнего времени ставит застройщика в очень жесткие условия.
В новых проектах мы не намерены привлекать деньги дольщиков. Будем строить за счет собственных средств или при помощи проектного финансирования. Это позиция инвестора, который просчитал, насколько дорого обходится 214–ФЗ.
Поговорим о ресторанах. Сеть "Нихао" известна в городе; сколько ресторанов работает и где?
— Сеть "Нихао" — это самостоятельный и активно развивающийся бизнес.
Сегодня работает уже девять ресторанов, предполагается открыть еще несколько до конца 2019 года. Первое из новых заведений откроется к лету в российско–китайском культурном центре на Таллинской ул., который был введен в эксплуатацию в феврале этого года.
Рестораны сети очень популярны у петербуржцев. В них работают высокопрофессиональные и хорошо оплачиваемые повара из Китая.
А ресторан "Москва–Пекин"?
— Этот бренд позиционируем отдельно от сети. Сейчас идет активная работа по популяризации ресторана, мы проводим разные мероприятия.
Например, 8 марта прошел вечер неаполитанской музыки, в котором приняли участие ведущие оперные певцы Петербурга. За 5 дней до назначенного дня все места были распроданы.
Посетители ваших ресторанов — преимущественно китайцы?
— И китайцы, и русские. У нас даже сложился своеобразный клуб любителей китайской кухни от "Нихао". Они приходят и сравнивают мастерство поваров в разных точках сети.
Какие еще направления бизнеса интересны вашим брендам?
— "Нихао" является управляющей компанией не только для ресторанов, но и для одноименной гостиницы. Пилотный проект — отель "Нихао", где также базируется российско–китайский культурный центр, был торжественно открыт 27 марта.
Это станет новым направлением развития бизнеса?
— Да, теперь инвестор планирует создать сеть подобных гостиниц — строить или реконструировать. Китайские туристы любят Петербург, и за счет этого мы можем эксплуатировать гостиницу круглогодично. Полагаю, что около 90% заселения может обеспечить поток гостей из Поднебесной. К тому же в отеле работает большой ресторан китайской кухни, а это важнейшее преимущество. Отельеры всего мира знают, что если в городе нет такого ресторана, то китайские туристы туда повторно не приедут. Они могут несколько раз попробовать иноземную кухню той страны, куда прибыли, но основной рацион строят на привычной им пище. Кстати, часто бываю в Китае и понимаю, почему это происходит, — еда там невероятно разнообразна. Самый банальный обед в европейской подаче состоит из салата, горячего, супа, а в Поднебесной на стол накрывают 15–20 блюд — это качественная и недорогая еда.
Сегодня много говорится о теневом китайском бизнесе в области туризма: серые отели, подпольные рестораны. Как вы могли бы это прокомментировать?
— Я могу говорить только о своем бизнесе. Наша компания абсолютно прозрачна, нет никакого теневого бизнеса. "Хун–Фу Новый Сити" платит ежегодно 76 млн рублей налогов, плюс еще "Нихао" платит соразмерную сумму. Мы крупный налогоплательщик для города. Все сотрудники у нас в компании, от руководства до подсобных рабочих, оформлены официально. Сомнительными операциями мы не занимаемся.
"Хун–Фу" — это компания со 100%–ным китайским капиталом?
— Да, верно.
В каких еще сферах вы планируете развиваться в России?
— Китайским бизнесменам интересно все. Они очень любознательны и хотят развиваться. Но, прежде чем вкладывать деньги, инвесторы из КНР должны понимать, что это в первую очередь безопасно и прибыльно. Причем доходность стоит на втором месте. Они готовы к длинным инвестициям, но хотят быть уверены в благоприятном инвестиционном климате. Есть большое желание, но и опасений немало. Наша компания демонстрирует гипотетическим китайским инвесторам, почему не стоит бояться вкладывать в экономику Северо–Западного региона. Это основная задача "Хун–Фу Новый Сити".
Какой процент прибыли интересует китайских инвесторов?
— Их не интересует период возврата год–два. Они хотят развивать реальный бизнес. Я не думаю, что огромная рентабельность в приоритете. Если она чуть выше, чем в Китае, уже хорошо.
Расскажите о проекте КВЦ "Дружба" в Красносельском районе.
— С мая по август 2018 года мы провели комплекс инженерно–экологических исследований территории будущего культурно–выставочного центра. Результаты показали, что есть ряд сложностей. Сейчас консультируемся с профильными специалистами и определяем возможность применения в проекте современных технологий, гарантирующих отсутствие негативных последствий для экологии района.
Организация культмассовых мероприятий тоже входит в сферу вашей деятельности?
— В 2010 году мы открыли фонд русско–китайского обмена. Он был создан в структуре группы компаний "Хуа Жэнь" для организации и поддержки мероприятий, способствующих развитию российско–китайского культурного взаимодействия. При поддержке Генерального консульства КНР в Санкт–Петербурге фонд организовал выставку молодых художников Китая и России в музейном комплексе "Эрарта", бесплатные курсы китайского языка и фестивали китайской культуры на базе государственных образовательных учреждений Петербурга, мастер–классы по чайной церемонии и каллиграфии в сети ресторанов китайской кухни "Нихао". В 2015 году фонд также стал партнером масштабного международного мероприятия Русского музея "Императорские сады России: Сады Шелкового пути". В ноябре прошлого года была организована выставка "Подсолнухи поворачиваются к солнцу" художника Цзя Данянь, который у себя на родине руководит департаментом искусства Китайской ассоциации художников и каллиграфов. Он вручил нам картину с просьбой передать ее президенту Путину. Как оказалось, когда Владимир Путин ездил в Китай, Цзя Данянь подарил его экс–супруге картину. А это — пара к ней.
Скоро мы планируем проводить турнир по игре в го. Также хотим пригласить китайских архитекторов: они прекрасно работают в сфере организации городского пространства.
А есть ли интерес российских инвесторов к Китаю? И вообще — пускают ли их на этот рынок?
— Налажен двусторонний культурный обмен: мы там гастроли организуем и сюда приглашаем художников, певцов. Открываем в Пекине несколько ресторанов русской кухни, поскольку они очень востребованы. Один из них уже вошел в десятку лучших в китайской столице — огромный, красивый. Там проводятся вечера русского романса. Это заведение вызывает интерес у китайцев: в 5 вечера нет ни одного свободного места. Мы пригласили туда русских поваров, официантов и музыкантов. Китайцы любят русские песни. Например, поют "Катюшу", "Алешу" хором, с душой, от начала до конца.
Профиль объекта
«Хун–Фу Новый Сити»
Занимается строительными проектами в Петербурге и Ленинградской области, развивает сеть «Нихао» и ресторан премиум–класса «Москва–Пекин». Среди девелоперских проектов компании — коттеджный поселок «Мариинская усадьба», жилой дом в Пушкине Pushkin House, комплекс таунхаусов «Есенин Village», проект комплексного освоения территорий Sun City и коттеджный поселок Wellspring.
«Хуа–Жэнь Интернешнл» (входит в «Хун–Фу Новый Сити») также является застройщиком российско–китайского культурного центра на Таллинской ул., 11, в реконструкцию которого компания вложила 121,055 млн юаней (более 1,17 млрд рублей). В шестиэтажном культурном центре площадью 6060 м2 появились современные выставочные и конференц–залы, центр делового общения и творчества, ресторан аутентичной китайской кухни и гостиница «Нихао» на 96 номеров. Отель планируется сертифицировать на четыре звезды.