Метро как у Собянина. Смольный внедрит конкуренцию в строительстве подземки московскими методами

Автор фото: Антон Ваганов
Чиновники уверены, что не обязательно отдавать все работы на участке только одному подрядчику, их вполне можно разделить на отдельные контракты. "Делать витражи или общую стройку в вестибюлях способны и нормальные строительные компании, которые, к счастью, есть. Тем более, Москва доказала, что это возможно", — заявил с трибуны отчетной коллегии КРТИ вице–губернатор Петербурга Эдуард Батанов. По предложению подведомственной КРТИ дирекции транспортного строительства уже ближайшие конкурсы на работы в метрополитене не будут отдавать в одни руки. По словам директора учреждения Вячеслава Урусова, проходческие, отделочные, наружные работы и так далее будут делить на разные лоты.

Эксперимент с "Зоопарком"

Опробовать новую систему торгов могут на строительстве участка Невско–Василеостровской линии после станции "Беговая" в сторону будущей станции "Планерная" ("Зоопарк"), проектная документация по которому сейчас находится на проверке в Главгосэкспертизе.
"Получить положительное заключение экспертизы планируем в июле, после чего можно будет приступать к конкурсным процедурам по строительству", — сказал Урусов. Речь идет об участке протяженностью 500 м, документация по которому уже прошла корректировку. Всего же до "Планерной" предстоит проложить 5–километровую линию. Для ускорения процесса КРТИ решил отдать на экспертизу хотя бы первый 500–метровый участок.
"Мы должны быть готовы к тому, что возрастет роль заказчика как координатора и интегратора работ", — сказал Батанов, отмечая, что это должно создать нормальную конкурентную среду. Дирекция транспортного строительства (заказчик строительства метро), по словам Вячеслава Урусова, готова взять на себя большую ответственность. "Мы готовы грамотно распределять работу и координировать ее. Пока все находится в стадии обсуждения, окончательного варианта, как будем делить работы, нет. Но будем укрупнять или выделять то, что целесообразно, на наш взгляд, и то, чем мы сможем оперативно управлять", — прокомментировал "ДП" Вячеслав Урусов.

Все поделить

Ровно эти же мысли несколькими днями ранее, ссылаясь на московскую практику, в интервью "ДП" озвучил бывший строительный вице–губернатор Петербурга Александр Вахмистров. "Нужно создать дирекцию по строительству метро и назначить ее генподрядчиком через постановление правительства, чтобы она привлекала субподрядчиков не только на отдельные ветки, но и на отдельные элементы работ. Насколько бы сложно метро ни было, его можно разделить на несколько простых частей. Специфична там только проходка. Сама станция — это чисто строительные, отделочные работы, рельсы и пути — чисто путейные работы. Укладка рельсов под землей ничем не отличается от укладки рельсов трамвая или железнодорожных путей. То же самое с прокладкой кабелей", — уверен Вахмистров.
В Москве все подряды по строительству метро распределяет АО "Мосинжпроект", принадлежащее городу. Напомним, когда в январе 2019 года Смольный заявил о расторжении всех контрактов с "Метростроем", среди возможных компаний, которые будут достраивать линии метро за петербургской фирмой, называли московские "Ойкумену" и "Трансинжстрой", а также федеральный "Стройтрансгаз".

Справочно

По планам КРТИ, в течение ближайших 12 лет в Петербурге построят и откроют 31 новую станцию метро. Таким образом, к 2031 году в городе должны будут функционировать 100 станций. Общая длина путей метрополитена за это время прирастет на 59,5 км и составит 178,1 км. Также в городе станет на три электродепо больше (всего будет семь). К слову, сейчас проводятся конкурсные процедуры по выбору подрядчика на инженерную подготовку электродепо "Красносельское". При посещении строящегося Фрунзенского радиуса в апреле врио губернатора Петербурга Александр Беглов заявлял, что ежегодно на строительство метро будут тратить порядка 30 млрд рублей. Хотя, если ориентироваться на среднюю стоимость строительства метро в 7 млрд рублей за 1 км, этих денег вряд ли хватит.