Но эксперты говорят: бояться нужно тем, кто роботов не внедряет. В долгосрочном периоде они обречены.
Мировая роботизация неизбежна. Для любого специалиста–робототехника это настолько же очевидно, как то, что Земля крутится вокруг Солнца. У обывателя слово "робот" в первую очередь ассоциируется с терминатором и порабощением человечества, а чем занимаются промышленные роботы — задумываются немногие. Но именно за ними — автоматическими укладчиками, сварщиками и грузчиками — специалисты видят будущее.
Мощная рука
"Промышленные роботы — это высшая ступень автоматизации, где требуется и хорошая гибкость, как у человеческой руки, и мощная механическая сила, как у машины", — рассказал "ДП" Игорь Рыженков, руководитель компании "Робовизард", дистрибьютора Kawasaki Robotics в России. Например, обычная для робота операция — точечная сварка корпусов автомобилей, для человека — процесс крайне затратный. Части автомобильного корпуса могут весить до 200–300 кг, а при сварке их требуется позиционировать с точностью до десятых миллиметра. Производственная линия из 30 роботов сваривает корпус машины всего за 3 минуты.
Как ни странно, экономят роботы и электричество. В отличие от человека, автоматизированному цеху для работы совсем не требуется теплое, нагретое до 20 градусов помещение. А у средней промышленной установки расход энергии сопоставим с работой электрического утюга.
Наконец, автоматизация производства значительно сокращает издержки по аренде.
Сварочный цех старого типа, где работают люди, может занимать площадь футбольного поля (около 6–7 тыс. м2). Робототехническим системам для эффективной работы достаточно 300 м2.
Страна Робофобия
"Российский рынок еще не до конца созрел, — рассказывает Алиса Конюховская, исполнительный директор российской национальной Ассоциации участников рынка робототехники. — В Китае, например, объем рынка промышленных роботов составляет уже 160 тыс. штук в год, европейские страны закупают по несколько десятков тысяч. В России исторический максимум на данный момент — всего 700 единиц роботов за год".
На вопрос, почему передовая робототехника не пользуется спросом в стране, участники рынка отвечают одинаково: недоверие и страх у российских предпринимателей.
"Задаются вопросами: что за робот, как им пользоваться, что будет, если он сломается, откуда везти запчасти, — рассказывает Андрей Завалищев, инженер петербургского офиса компании Fanuc. — Поэтому на первых этапах, во время переговоров с предприятиями, приходится долго показывать цифры, объяснять, практически уговаривать".
Основная задача роботов — убрать человека с участка, где есть опасность для его жизни и здоровья. "Например, важно понимать, что средняя продолжительность жизни сварщика составляет 40 лет, — говорит Игорь Рыженков. — Российский работодатель видит в роботах возможность уволить людей, а следовательно, избавиться от любых кадровых проблем. Но это в корне неправильный подход. Робот не выйдет из коробки самостоятельно и не начнет делать то, что нужно вам. Для запуска роботизированной линии должны поработать инженеры, должна поработать компания–интегратор, которая занимается автоматизацией производства".
Внедрению промроботов мешают и высокие сроки окупаемости: ручной труд в России все еще дешевле, чем автоматизация. "Те промышленные решения, которые в Европе окупились бы за год, у нас будут окупаться 2–3 года", — рассказывает Алиса Конюховская.
Часто, чтобы избежать дорогой покупки, инженеры подключают собственную смекалку. Нередко это заканчивается тем, что находчивые кулибины на заводе создают для цеха неповторимый станок из доступных им материалов. "Приходится объяснять, что гораздо легче обучить робота новой операции, чем изобретать велосипед из того, что было, и тем самым загонять себя в угол. Кто будет чинить это изобретение, когда их техник уйдет на пенсию, — неизвестно. А робота вам в течение 20 лет починит любая компания, связанная с производителем", — комментирует Игорь Рыженков.
Своими темпами
Хотя от Европы мы отстаем, рынок все равно развивается, а стена непонимания постепенно разрушается. Так, петербургский завод "Армалит" недавно приобрел промышленного робота для сварки и наплавки дисковых затворов. Установка стоила $100 тыс. и окупилась менее чем за год. По словам первого заместителя гендиректора АО "Армалит" Михаила Смаковского, вручную такую наплавку сделать невозможно.
"Обычно до появления таких роботов сначала наплавляли материал с большим переизбытком, а потом уже вырезали нужную форму. Сейчас мы фактически сразу выдерживаем необходимую геометрию, соответственно, экономим очень много дорогостоящего наплавочного материала. При этом экономия трудоемкости составляет около 30%", — рассказывает он.
Еще на складах "Армалита" используются роботы–штабелеры. "Технологии позволяют нам максимально использовать объем помещения, склады достигают 12 м в высоту. Если бы мы обходились только ручным трудом, то наши склады не смогли бы расти вверх, поскольку робот, в отличие от человека, легко может достать тяжелые палеты с высоты нескольких метров", — поделился Михаил Смаковский.
"Наличие промышленных роботов — в первую очередь требование технологии по изготовлению конкурентоспособной продукции", — подчеркнули в ПАО "Силовые машины", где роботы используются в составе нескольких технологических комплексов.
А на Кировском заводе, где роботов закупили для дуговой сварки за 38 млн рублей, отмечают повышение производительности на 30–40%. Кроме того, внедрение РТК позволило сократить рабочие места и время изготовления деталей.