Объем нового бизнеса в сегменте строительной и дорожно–строительной техники за прошлый год в России вырос примерно на четверть. В Петербурге этот сегмент остается одним из основных драйверов рынка лизинга.
В 2018 году объем нового бизнеса (стоимость переданного лизингового имущества без НДС) в сегменте строительной и дорожно–строительной техники в России составил 98 млрд рублей, это на 24% больше, чем годом ранее, свидетельствует статистика рейтингового агентства "Эксперт РА".
Данный сегмент прирастал чуть быстрее, чем в целом рынок лизинга, который третий год подряд продолжает брать исторические максимумы. Так, по итогам 2018 года объем нового бизнеса в России составил 1,31 трлн рублей, что на 20% больше рекордных результатов 2017 года.
Еще более впечатляющими выглядят темпы роста петербургского рынка. Доля Петербурга в объеме нового бизнеса выросла на 4,1 п. п. и составила 9,7% в 2018 году, или 127 млрд рублей. Это вдвое превышает уровень 2017 года — 61 млрд рублей. Драйверами регионального рынка стала спецтехника (включая строительную), железнодорожный сегмент и автолизинг.
Крупные всплески
Результаты работы лидеров рынка за прошлый год укладываются в общую динамику рынка. Так, в 2018 году показатели нового бизнеса АО "Сбербанк Лизинг" (второй по объему лизингового портфеля) увеличились на 56% по сравнению с объемами 2017 года и составили 196,16 млн рублей. На Петербург в этом росте приходится 5% от общего объема нового бизнеса компании. При этом по сравнению с 2017 годом объем продаж в Петербурге увеличился более чем в 4 раза и составил 9,4 млрд рублей. Основные драйверы роста портфеля компании — лизинг железнодорожной техники, автолизинг и лизинг спецтехники.
Объем нового бизнеса компании "Балтийский лизинг" по итогам 2018 года превысил 42,6 млрд рублей, что на 23,5% больше итоговых показателей 2017 года. Второй год подряд компания заключает в среднем на 3 тыс. сделок больше. Доля Петербурга в общем объеме нового бизнеса компании превысила 12,6% (больше 5,4 млрд рублей). Рост относительно результатов 2017 года составил 21%.
"Лидирует по традиции сегмент легкового автотранспорта. В сегменте спецтехники наибольшей популярностью пользуются сельскохозяйственные и дорожно–строительные машины (реализацию которых в прошлом году активно поддерживал Минпромторг РФ). Продолжаем наблюдать активный спрос на металлообрабатывающее, полиграфическое, медицинское оборудование, а также станки для производства и обработки стекла. В этих сегментах толчок для развития дает политика импортозамещения", — отмечает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг".
Объем нового бизнеса для "Европлана" в 2018 году составил 86,4 млрд рублей, что на 19% больше, чем за 2017 год. В Петербурге компания передала в лизинг более 3 тыс. единиц транспорта и спецтехники, прирост относительно 2017 года составил 18%. Доля региона в бизнесе компании не изменилась.
"Наилучшую динамику по сравнению с 2017 годом показали сегменты спецтехники, крупнотоннажных грузовиков, прицепов и полуприцепов. Это может быть связано с увеличением объемов строительства в городе, причем не только к ЧМ–2018, но и впоследствии — в течение всего 2018 года. Наихудшую динамику показывают сегменты легкого коммерческого транспорта и среднетоннажных грузовиков, что вызывает опасения относительно состояния малого бизнеса в регионе", — говорит Александр Михайлов, генеральный директор АО "ЛК "Европлан". По его словам, заметен значительный рост доли китайских и белорусских брендов в продажах, хотя в целом их доля все еще мала.
Специфика рынка лизинга Петербурга заключается в огромном количестве небольших сделок сегмента малого и среднего бизнеса (розничные сделки). "Резкое увеличение объемов может быть связано только с единичными корпоративными сделками, например на авиатранспорт, как это произошло в 2016 году. В 2018 году общая динамика региона также будет высокая за счет крупной сделки на железнодорожный транспорт. Но это скорее исключения, а общий тренд — рост рынка примерно на 20% за счет малого и среднего бизнеса", — считает Сергей Жарков, коммерческий директор компании "Интерлизинг".
Еще доступнее
Лизинг строительной техники становится более доступным для покупателей. По мнению экспертов, рынок получит дополнительный стимул с продлением на 2019 год программы Минпромторга по субсидированию новой дорожно–строительной техники.
"Несмотря на повышение ключевой ставки ЦБ РФ, тренд стоимости предложения лизинга, можно сказать, парадоксальный — на снижение. Влияние оказывают конкуренция, специальные совместные с лизинговыми компаниями предложения поставщиков техники и оборудования", — добавляет Сергей Жарков.
Среди негативных факторов — повышение НДС с 18 до 20%. "На сумму договора лизинга влияет целый ряд факторов, в первую очередь цена самой техники. В этой части мы ведем постоянную работу с производителями и импортерами, чтобы получить максимальные преференции для наших клиентов (скидки, специальные акционные предложения)", — говорит Андрей Волков.
Автолизинг также остается одним из драйверов рынка лизинга, несмотря на сокращение государственной поддержки. "Однако появляются новые тренды, которые начинают вытеснять классическую финансовую аренду. Например, автопроизводители выходят на рынок лизинга электромобилей и автомобилей по подписке, развивается каршеринг, операционный лизинг. Тренды мотивируют игроков на развитие новых услуг и продуктов", — утверждает Екатерина Попова, директор Северо–Западного регионального филиала АО "Сбербанк Лизинг".
Лизингодатели продвигают решения для подписания договоров лизинга и последующего обслуживания через удаленные каналы. "Сбербанк Лизинг", например, модернизировал Е–leasing — систему электронного документооборота, обновил мобильное приложение и сайт, на который был добавлен онлайн–сток автомобилей, разработанный совместно с партнерами. "В 2019 году мы планируем наращивать долю онлайн–сделок, так как это значительно упрощает процесс совершение сделки, экономя время клиента", — рассчитывает Екатерина Попова.
Львиная доля
Конкуренция на рынке усиливается — государственные компании продолжают наращивать свою долю. По итогам 2019 года она может увеличиться с нынешних 60 до 65%.
"Увеличение доли госкомпаний в лизинговой отрасли, как и в банковском сегменте, приводит к искажению конкуренции на рынке и наращиванию риск–аппетитов крупных игроков, что в конечном счете провоцирует рост объема проблемных активов", — утверждает Руслан Коршунов, директор по банковским рейтингам "Эксперта РА".
"Что касается конкуренции государственных и частных компаний, то могу сказать, что последним сейчас приходится нелегко, когда дело касается ценовой конкуренции. В одних случаях частные компании включаются в эту борьбу и снижают доходность, в других — стараются конкурировать качеством сервиса и скоростью принятия решений", — рассказывает Андрей Волков.
Дополнительным вызовом для небольших игроков станет реформа рынка лизинга. "Наиболее чувствительной реформа может быть для небольших лизингодателей, которым придется больше, чем федеральным игрокам, дорабатывать бизнес–процессы для соблюдения новых требований и переобучить сотрудников. Поэтому возможны ситуации ухода локальных игроков в регионах, но в масштабах всего рынка это будут несущественно", — полагает Руслан Коршунов.
По словам эксперта, для российского лизингового рынка характерна довольно высокая концентрация на крупнейших игроках (на топ–20 компаний приходится около 84% лизингового портфеля на 01.01.2019), которые не испытают серьезных проблем с требованиями, планируемыми в рамках реформы.