С верой в экономические рычаги. Вице-губернатор Евгений Елин о развитии города и планах переезда чиновников в "Красный треугольник"

Вице-губернатор Евгений Елин
Автор фото: Архив "ДП"
Вице-губернатор Евгений Елин
Автор фото: Архив "ДП"

Экономический вице–губернатор Евгений Елин рассказал "Деловому Петербургу" о том, как Смольный будет развивать город: про общественные пространства, безальтернативность платной парковки и о планах переселить чиновников в "Красный треугольник".

Стратегия развития города — это в том числе вопрос желаемой численности его населения. Вы каким его видите?

— Чтобы обладать большим потенциалом, нам нужны трудовые ресурсы. В этом смысле я не вижу ничего плохого в увеличении численности населения. Но в первую очередь мы хотим получать, конечно, хорошо образованных, молодых и энергичных.

Как вы собираетесь регулировать увеличение численности населения? У вас есть данные, кто сейчас обеспечивает прирост населения?

— Естественный прирост населения небольшой, весь прирост — за счет миграции. Это Север, Кавказ и средняя полоса России. Эти процессы мы можем регулировать созданием рабочих мест. Если появляются предприятия конвейерного типа, к нам приезжают люди с невысоким уровнем образования. Поэтому надо создавать рабочие места в сфере высоких технологий. Кроме того, если мы будем предлагать жилье достаточно качественного уровня, не как объект недвижимости, а как среду, то можем рассчитывать на приток молодого населения.

Как повышать качество среды? Ограничением плотности застройки?

— Качество среды состоит из трех аспектов: транспортная доступность к жилью, развернутая социальная инфраструктура и возможности проведения досуга — культурного и спортивного.

Ну вот уже сейчас ни на один большой городской праздник пойти невозможно — просто не протолкнуться. Появление новых жителей ситуацию только усугубит.

— У нас праздники если проводятся, то общегородские. А вся теория развития городов говорит, что нельзя гнать людей в центр.

Парки и рынки

Вы начнете повышать качество среды, а рядом будет Кудрово и Девяткино, и они дадут прирост совсем не того населения, которое вы ждете.

— Это та ситуация, которую мы получили. Но в любом случае мы должны работать над созданием комфортной среды в городе. Это вопрос не денег, а готовности. Люди, приезжающие из Москвы, говорят: как хорошо в парке Горького. Что нам мешает сделать так же? Мы подготовили целый ряд открытых проектов. Например, всем нравится (по крайней мере, я не слышал отрицательных отзывов) Новая Голландия. Аналогичный проект мы хотим разместить на углу Потемкинской и Шпалерной ул., в Таврическом саду, на месте оранжереи. Сейчас будем объявлять конкурс, уже есть предложения от "Гинзы", "Газпром" проявил интерес, то есть будет конкурентная ситуация, которая даст возможность выбрать лучший проект. Во–первых, без бюджетных инвестиций, и, во–вторых, что для нас особенно важно, не испохабив облик города, потому что зона там не позволяет возвести ни одной капитальной постройки. Это городская земля, мы сделаем проект по схеме ГЧП: передаем концессионерам на срок, потом все возвращается в госсобственность. Другой проект — СКК. Мы убрали из проекта все жилье, которое там собирались построить, территория превращается в красивый парк. Картинки есть на сайте КГА. В густонаселенном районе мы получим новую рекреационную зону.

Там же есть рядом большой парк.

— Это будет парк нового типа, для молодежи. Где можно заниматься спортом, йогой, ползать по стенкам.

А само здание СКК сносится?

— Мы считаем, что здание надо сносить. Это позиция инвестиционно–строительного блока. Тут два критерия — техническое состояние и возможность проведения в нем чемпионата мира. Нам важно сохранить тот импульс, который мы получили во время ЧМ по футболу, когда наш город оказался на спортивной карте Европы.

А Ледовый дворец для чемпионата не подходит?

— Это к специалистам вопрос.

Как будут компенсироваться затраты инвестора, если отказаться от жилья?

— Капитальный грант. Точную цифру сейчас не назову, но могу сказать, что федеральный бюджет взял на себя обязательство оплатить примерно половину. Размер гранта определится исходя из той доходности, которую мы готовы предоставить инвестору. Потом проведем торги.

То есть схема ГЧП остается как была изначально?

— Да. Еще один элемент создания комфортной среды — преобразование вокзалов и привокзальных площадей. Это совместный с РЖД проект. Мы хотим убрать парковку перед Московским вокзалом, сделать ее слева, под арку, с транзитом на Гончарную ул. Как на Ленинградском вокзале в Москве. На привокзальной площади перед "Удельной" сделать культурно–досуговую зону. Мы изучаем возможности парков. Некоторые из них — объекты культурного наследия, которые трогать нельзя, но там, где можно, надо делать такие же форматы, как в московском парке Горького. Это не так сложно и не так дорого. Есть еще более простые вещи — например, увеличить время работы парков, чтобы людям было удобнее: кто–то бегает по утрам, кто–то по вечерам. У нас есть продолжительные отношения с "Газпромом", который сейчас будет менять тротуары и освещение на Большом пр. П.С. и пр. Добролюбова. Еще одно направление — рынки.

Да, Смольный же еще при Полтавченко собирался что–то с ними делать.

— Это неурегулированная ситуация. У нас семь рынков в собственности. Мы делим их на две категории. Первая — те, которые должны остаться как рынки, но с наведением элементарного порядка. Мы должны иметь гарантии, что они не превратятся в бизнес–центры. И есть три центральных рынка — Кузнечный, Мальцевский и Сытный. На Сытном мы владеем только зданием, оно будет функционировать, как и раньше. По остальным двум мы не хотим менять функцию, но хотим перейти в формат гастрорынков. Это не то, куда ходят за картошкой, — там можно поесть, провести время и купить еды. Недавно находящийся в частной собственности Андреевский рынок на Васильевском острове объявил о переходе к схеме гастрорынка.

То есть существенно более высокий ценовой сегмент.

— На Кузнечном рынке цены и так достаточно высокие.

У вас же суды идут по рынкам, которым вы отказали в приватизации.

— Мы считаем, что у нас высокие шансы на победу. После которой мы будем строить отношения в формате передачи объектов в доверительное управление.

Функция для центра

Смольный много раз, в том числе и с вашим участием, готовил разные программы реконструкции центра. Сейчас в этом направлении есть какие–нибудь планы?

— Значительная часть Петербурга — историческая застройка, имеющая для нас огромную ценность. Но, к нашему большому изумлению, оказалось, что арендные ставки в центре города зачастую существенно ниже, чем вне его. Потому что большое количество помещений в исторических зданиях плохо соответствуют современным требованиям. Для нас это самый прозрачный критерий стоимости владения. Переустраивать эти площади мы не имеем ни возможности, ни желания, потому что должны сохранять историческую среду. Как нам снизить издержки владения? Мы выделили район — I Адмиралтейская часть, — ограниченный Конногвардейским бульваром, Манежем, Мойкой и площадью Труда. На нем мы хотим получить опыт создания устойчивой среды — когда это не гетто, музейное или офисное, а территория, работающая круглые сутки, в которой есть и жилье, и деловая функция. Нам важно получить навыки приспособления исторической застройки к современному использованию и научиться эксплуатировать такие территории.

Почему именно этот район?

— Это депрессивная историческая территория, там много крупных собственников, с которыми понятно, как работать. Почта, "Газпромнефть", Манеж, институт. Мы посмотрели, что происходит в рамках района. Там неудобное пешеходное движение, не только для самих пешеходов, но и для обслуживания, уборки мусора и снега. Там невозможно поставить базовые станции для сетей 5G.

А сейчас где станции стоят?

— На фасадах. К тому же в стандарте 5G базовых станций будет больше. Чтобы не вешать их на дома, надо делать другую систему освещения, столбами, и ставить на них. Но для этого надо расширять тротуары. Стали изучать, куда ставить баки для мусора. И главное — как приспособить недвижимость к современному использованию, потому что офисные функции тут не самые подходящие.

Придумали как?

— Частично да. Надо обеспечить поток людей, нужны интересные для них события, то есть пространства для ивентов и конференций. Кроме того, в районе находится Университет авиаприборостроения, а где есть студенты, там всегда движуха. Третья составляющая культурная. Там Манеж, бульвар.

Но эту схему не удастся распространить на весь исторический центр.

— Мы хотим получить первый результат. Результат — рост стоимости владения. Если ставки аренды поползут вверх, это значит — территория востребована.

Были слухи, что закрытое на ремонт здание Главпочтамта продадут ВТБ.

— Здание точно продаваться не будет, почта в нем сохранит часть площадей. Но что делать с остальными? Превратить в бизнес–центр — это не современное использование. Нужно, чтобы он не был потерян для города, не был закрыт для горожан, но при этом был эффективным. Италия отдавала такие помещения под карабинеров, хотя мы так поступать не собираемся. Но кроме самого Главпочтамта в этом районе у почты огромные склады, держать которые в центре города неэффективно.

Вы хотите предложить ей что–то взамен?

— Нет, почта сама должна решить для себя, что ей делать.

На мелких собственниках нежилой и жилой недвижимости это как отразится?

— Мы от них ничего требовать не будем. Если район становится привлекательным, по нему начинают ходить, там возрастает стоимость недвижимости и аренды. Еще одна важная инициатива, которая ощутимо повлияет на жизнь города, — введение единой карты петербуржца (ЕКП). Это переход на индивидуальное "общение" с жителями. Мы даем горожанам персональный ключ к государственным и коммерческим цифровым сервисам Петербурга. Карта будет многофункциональной. Она объединит в себе возможности банковской, транспортной, идентификационной, скидочной и бонусной карт. И будет и носителем электронной подписи.
Первый этап, выпуск ЕКП 1.0, начнется в мае. Следующий этап — ЕКП 2.0. Она даст возможность привязать карту к телефону и коммуницировать с властью: например, оставлять претензии на работу ЖКХ и других городских служб и оперативно получать ответы. Что немаловажно, там будут сервисные функции для бизнеса, который сможет адресно предлагать свои услуги.

Какие банки будут работать с этими картами?

— Мы определили три банка, которые будут выпускать ЕКП, — Сбербанк, ВТБ и "Санкт–Петербург". Они выбраны по открытым критериям: наличие как минимум одного дополнительного офиса в каждом районе, круглосуточных банкоматов. Это обеспечит доступность. Но список может расширяться. Банк, выпустивший карту, и будет ее обслуживать. На втором этапе, когда мы планируем организовать платежи через мобильное приложение, нужно будет создавать специальный платежный шлюз. Мы либо сделаем его сами, либо объявим конкурс среди банков. Платная парковка безальтернативна.

Вы в Москве долго жили. Москва при Собянине похорошела?

— На мой взгляд, да.

Это произошло ведь не только за счет общественных пространств. Большие реформы транспорта — расширение тротуаров, платные парковки. Вы будете это все делать?

— Мы должны определиться — где город для горожан, а где город для машин. Это не борьба хорошего с плохим. Это разные философии для разных районов. Если вы говорите, что эта часть города для горожан, то автомобилям там не место.

Вы как правительство города возьмете на себя смелость сказать: эта часть города — для горожан?

— Конечно.

Автомобилисты расстроятся.

— Это предмет общественного согласия. Более того — по факту этот вопрос уже решен естественным путем. Понятно, что вылетные магистрали — для машин. Но в центре приоритет должен быть у пешеходов. Не надо заставлять людей лезть в подземные переходы, идти по узким тротуарам, нельзя загромождать улицы припаркованными машинами. Платные парковки — это судьба всех исторических городов. Не забывайте, что наши улицы планировались под каретное движение.

Когда вы начнете это делать?

— Для расширения зоны платной парковки надо только урегулировать вопрос с передачей данных о нарушителях. То, что у нас нет альтернативы введению платной парковки, очевидно. Расширение тротуаров безусловно будем делать. Мы хотим снять растяжки, на которых висят фонари, — значит, должны появиться фонарные столбы. На нынешние тротуары их далеко не везде можно поставить. Плюс по ним должна проезжать уборочная техника. Плюс мы должны думать о маломобильной категории населения. В первую очередь начнем с Конногвардейского бульвара. "Ленсвет" и "Ростелеком" работают над тем, как убрать провода.

Если вы хотите развивать промышленность, вам придется сохранять серый пояс?

— Целевая программа выселения промышленных предприятий — неправильное решение. Мы верим в экономические рычаги и считаем, что владельцы предприятий действуют рационально, хотя бы из соображений личной выгоды.

У вас есть простой механизм: перевели в Генплане территорию завода под жилье — завод, вероятно, съедет. Оставили промышленной зоной — он никуда не денется.

— У нас нет окончательно сформированной позиции. Я могу сказать с точки зрения своего блока: никакого силового выдавливания предприятий из центра не нужно. Но если это идет естественным путем, то мы будем способствовать.

Чиновники размножаются

А что будет с "Красным треугольником"?

— Там есть большие здания, принадлежащие городу, и их можно использовать как ядро проекта. В эти помещения можно перевести какие–то городские учреждения, комитеты, тогда там возникнет поток людей и это даст стимул к развитию всей территории. Сначала мы хотели идти этим путем, но, честно говоря, столкнулись с трудностями: ни один комитет переезжать не хочет, и каждый сопротивляется этому как может.

И предыдущий опыт с "Невской ратушей", куда тоже хотели всех переселить, оказался неудачным.

— Она заполнена. Мы же хотели ее построить и надеялись продать освободившиеся помещения. Но на сегодня ни одно из них так и не продали. Чиновники размножаются и занимают все доступные им пространства. Остановить этот процесс или хотя бы локализовать очень хочется. Но, так как с наполнением "Красного треугольника" городскими ведомствами не получается, мы остановились на варианте развития его как общественного пространства.

А что за идея сити у Витебского вокзала?

— Это уже не актуально. Вообще, мы пришли к пониманию, что сити, деловой центр, все–таки необходим. Размещение в историческом центре для компаний слишком дорого. Например, сейчас помещения себе ищет "Газпромнефть". Это проблема, с которой столкнулась Москва. Нужно не только комфортно разместить офисы, но и иметь возможность наращивать площади, когда есть потребность, или сокращать, когда ее нет. Может быть, сити возникнет в районе аэропорта, города Южного или в районе небоскреба. Мы думали про Витебский вокзал, там освобождались большие участки, но сейчас они уже ушли.

Биография

Евгений Елин

— Родился в 1962 году в Ленинграде.
— В бизнесе с 1991 года. Работал в различных городских компаниях, в том числе ЗАО «Санкт–Петербургская валютная биржа», ОАО «Банк Санкт–Петербург», ООО «Строительная компания «Бриз», ЗАО «Александро–Невская мануфактура», ОАО «Технопарк СПб».
— С 2009 года — председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли СПб.
— С 2012 года — вице–губернатор Ленинградской области.
— С 2013 года — замминистра экономического развития РФ.
— С 2019 года — вице–губернатор Санкт–Петербурга.