Отечественный рынок IT традиционно ценится в мире за качественное программное обеспечение (ПО). Однако новые разработки в таких направлениях, как биометрия и виртуальная реальность (VR), понемногу развеивают эти стереотипы.
По оценке международной исследовательской компании IDC, в 2018 году объем российского IT–рынка достиг $22,6 млрд (по текущему курсу — 1,44 трлн рублей). Для сравнения: согласно статистике Gartner, на глобальном рынке этот показатель вырос до $3,69 трлн (примерно 235,4 трлн рублей).
Аналитики признают, что по уровню проникновения современных IT–решений Россия находится на передовых позициях. Показательный пример: в рейтинге Apple по распространенности технологии Apple Pay наша страна заняла вместе с Великобританией третье место. Однако полностью отечественными большинство разработок назвать по–прежнему нельзя.
Без роду и племени
Одна из главных проблем российского IT–рынка — терминологическая. Эксперты признают, что даже официально отечественные разработки (такие как ноутбук "Аквариус"), как правило, частично сделаны из деталей иностранных производителей. То же касается и программного обеспечения — большая его часть пишется на открытом коде (так называемый Open Source). Отечественные языки программирования в России также не прижились. Исключением мог бы стать язык Kotlin (назван в честь острова, на котором расположен Кронштадт), который разрабатывает компания с петербургскими корнями JetBrains. Однако сегодня ее штаб–квартира находится в Праге, поэтому российской разработкой назвать Kotlin не получится.
"Качество и количество российского "железа" отстают от других стран. Например, из российских компьютерных процессоров могу назвать только "Эльбрус" и "Байкал". Однако, если придираться, производятся они не в России, а в Восточной Азии, то есть не совсем и российские. Их отдельные характеристики пока что уступают характеристикам иностранных аналогов", — рассказывает менеджер по продукту компании "Газинформсервис" Татьяна Станкевич.
Именно отсутствие качественного отечественного "железа" и мешает активному развитию импортозамещения. Еще один показательный пример — телефоны компании INOI, работающие на российской операционной системе Sailfish (на днях ее переименовали в "Аврору"). Однако изначально ОС создавалась финскими разработчиками, поэтому считать ее исключительно отечественной было бы лукавством. При этом сами смартфоны кроме как "Авророй" больше ничем не выделяются.
Аналитики также подчеркивают, что тренд на импортозамещение привел российских разработчиков к игре исключительно на своем поле. "Любой европейский студент, который намерен открыть свою компанию, сразу скажет, что через пару месяцев он намерен расширить бизнес по всей Европе, а в дальнейшем хочет выйти на рынки Азии. В России же разработчики, как правило, зацикливаются внутри страны, они и не планируют конкурировать с Западом, что мешает им стать действительно крупной и успешной компанией", — уверен генеральный директор ИА ComNews Леонид Коник.
Партнер консалтинговой компании EY Антон Устименко, напротив, подчеркивает, что многие компании изначально ориентируются на глобальный рынок. "В большинстве ниш у нас есть свои сильные игроки. Наши технологические компании вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Пара примеров: WayRay поднимает инвестиции от Alibaba и Porsche (5,3 млрд рублей), Zurich Insurance покупает BrightBox", — считает он.
Дань традициям
По оценкам НП "Руссофт", объем рынка компаний — разработчиков ПО в 2018 году достиг $16,87 млрд, что на 18% выше, чем годом ранее. Показательно, что объем продаж отечественного софта за рубежом составил примерно $10,5 млрд, в то время как внутри страны этот показатель оценили в $6,33 млрд. Этот сектор традиционно остается самым большим в общей доле IT–рынка.
"Наши разработчики, в первую очередь, преуспели в решениях из области инфраструктуры и бизнес–приложений. Многие программы находятся в реестре отечественного софта и, скорее всего, входят в пул приоритетных программ на Западе, например электронный документооборот и 1С", — размышляет руководитель направления импортозамещения и ПО с открытым кодом IT–компании "КРОК" Станислав Черков.
Еще более востребованными на отечественном рынке становятся IT–услуги (по данным аналитиков, в этом сегменте быстрее всего растет хостинг, обслуживание и администрирование ПО), в том числе IT–аутсорсинг (передача сторонней компании поддержки и модернизации информационной системы и инфраструктуры). По оценке IDC, объем всего IT–рынка в России в 2018 году составил $22,6 млрд, из них на IT–услуги пришлось $5,4 млрд.
Один из наиболее явных трендов в IT–индустрии, по мнению аналитиков, — это смещение фокуса с разработок новых технологий на своего рода IT–консалтинг, адаптацию программного обеспечения под нужды каждой конкретной компании.
"Сегодня уже не работает старая логика: тебе в офис поставим 1C, и тебе поставим 1C, и тебе то же самое. Теперь бизнес хочет эксклюзивного подхода, а это требует больших денег: специалисту нужно полностью погрузиться в весь процесс работы предприятия и понять, что и зачем ему необходимо установить", — рассказывает Леонид Коник.
Но в результате такого подхода на рынке сформировалась так называемая ниша инсорсинга: крупные компании создают дочерние IT–предприятия, которые занимаются модернизацией собственных информационных систем, а по совместительству оказывают подобные услуги другим предприятиям. По оценке TAdviser, в 2017 году совокупный оборот 19 инсорсинговых дочек достиг почти 154,3 млрд рублей.
"С одной стороны, это давление на кадровую службу интеграторов, а с другой — эта тенденция хорошо работает на увеличение IT–бюджетов, так как изменения начинают продвигать собственные IT–службы. На многие проекты, не инициированные ранее из–за низкого аппетита к риску службы эксплуатации, сейчас выделяются хорошие бюджеты", — считает заместитель технического директора компании "Техносерв" Юрий Корчуков.
Дорогу стартапам
Вместе с тем сегодня в России активно развиваются цифровые и когнитивные направления. Многие компании занимаются разработками в области искусственного интеллекта, робототехники, дополненной и виртуальной реальности, облачных технологий, биоинформатики, умной инфраструктуры, интернета вещей.
Огромную роль в этих разработках играют крупные операторы сотовой связи, которые постепенно трансформируются в IT–компании. Например, "Ростелеком" занимается созданием Единой биометрической системы, которую в первую очередь будут использовать для дистанционного получения банковских услуг. "Большая четверка", в свою очередь, активно разрабатывает умные города — "МегаФон", в частности, в качестве пилотного проекта модернизирует Кронштадт.
Однако во многом будущее российского IT–рынка остается за перспективными стартапами. В 2018 году, по данным РВК, среди наиболее привлекательных для инвесторов направлений стали технологии AR и VR (получили 6,56 млрд рублей инвестиций), маркетплейсы (1,42 млрд), логистика и доставка (1,37 млрд). При этом, по данным исследования "Стартап Барометр 2018", сами основатели IT–компаний предпочитают вкладывать деньги в развитие электронной коммерции, маркетплейсов, облачных решений, а также образовательных и медицинских инноваций.