Самые крупные по цене петербургские контракты апреля привлекли компании из регионов, и не только столичных.
На крупные дорожно–ремонтные контракты в Петербурге покусились иногородние: воронежская компания "Виктория", специализирующаяся на оптовой торговле зерном и кормами для животных, и московское ООО "Аспект", основной профиль которого, согласно СПАРК, — издательская деятельность.
Жалобы "Аспекта" на четыре самых крупных "дорожных" лота на общую сумму 3,7 млрд рублей ФАС признала необоснованными еще в начале апреля (вскоре после объявления торгов). К концу месяца эти же закупки ведомство приостановило из–за обращений воронежской "Виктории". Претензия у компании по всем закупкам была одинаковая — заказчик в документации не установил обязательное требование о наличии у участников свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
26 апреля комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) оповестил о подведении итогов аукционов. Однако сведений о результатах рассмотрения жалоб в ФАС на сайте госзакупок на тот момент еще не было. Хотя статус приостановки торгов исчез.
В условиях уменьшения финансирования дорожной отрасли подрядчики бьются за каждую закупку, жалуются не только в ФАС, но и доходят до суда. Можно было бы предположить, что ранее не замеченные в дорожных ремонтах "Виктория" и "Аспект" могли действовать в интересах крупного местного подрядчика. Однако у экспертов другая версия.
Такие крупные и ежегодные контракты, как летний ремонт дорог, уже давно поделены между петербургскими подрядчиками, считают эксперты, и воевать между собой они не будут. Последние несколько лет основные работы распределяются между АО "ВАД", ЗАО "АБЗ–Дорстрой" и ООО "СК "Орион плюс". Контракты каждый из них получает без конкуренции (их заявки регулярно оказываются единственными). Даже после конфликта с ФАС в 2017 году ситуация не изменилась (тогда антимонопольщики подозревали картельный сговор между ними).
В этом году к троице присоединилось АО "ПО "Возрождение" — с компанией хотят заключить контракт на 963,4 млн рублей на ремонт дорог в Адмиралтейском, Кировском, Красносельском и Василеостровском районах. Как отмечают эксперты, "Возрождение" подготовилось, купило два асфальтобетонных завода.
В области тише
Выбор подрядчиков на строительство дорог в Петербурге, а также на ремонт дорог в соседнем 47–м регионе прошел более гладко. Строительство Среднерогатской ул. отошло за 721 млн рублей к опытному участнику рынка ЗАО "Трест". Оно оказалось единственным, участвовавшим в электронном аукционе. Также никто не решился составить конкуренцию ЗАО "АБЗ–Дорстрой". Эта организация продолжит заниматься строительством путепровода в Красном Селе (за 677 млн).
Упоминавшийся "Орион плюс" в апреле также получил крупный подряд в Петербурге. КРТИ за 570,8 млн рублей заключил с ним контракт на строительство Парфеновской ул. — в районе новой жилой застройки рядом со станцией метро "Фрунзенская". За 2,5 года подрядчик должен построить 1,5 км новой дороги от наб. Обводного канала до Малой Митрофаньевской ул., а также провести работы по устройству инженерных сетей.
Без скандалов в публичной плоскости и конкуренции "Орион плюс" получил "дорожный" подряд в апреле в Ленинградской области (160,8 млн): как и в прошлом году — в Волосовском районе. Без конкурентов из других регионов получило заказ в Ленобласти ООО "НордСтройТранс" — за 55,6 млн подрядчик отремонтирует дороги в Кингисеппском районе.
Москвичи полечат?
В 2019 году Петербург стал "пробой пера" для московского ООО "ЭлинАльфа". Более 300 млн рублей в петербургском бюджете предусмотрено на надстройку больницы Святителя Луки на Чугунной ул. для размещения там операционного блока отделения реанимации и интенсивной терапии. Контракт между СПбГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" и "ЭлинАльфа" заключен на 327,8 млн. Московская компания оказалась единственным интересантом на электронном аукционе. Для нее это пока единственный заключенный контракт в текущем году.
Компания до последнего времени регулярно выигрывала подряды у министерства спорта и ФГУП "Спорт–Инжиниринг". С ФГУП в 2007–2012 годах было заключено контрактов на 11,8 млрд рублей. С 2011 года у компании также стало получаться непосредственно с российским Минспортом — контракты почти на 17 млрд в 2011–2017–м. Кроме того, компания работала на спортивных объектах в Пермском и Красноярском краях, Астраханской, Свердловской областях и других регионах. В Красноярске, например, в 2017 году выиграла тендер на реставрацию и приспособление для современного использования стадиона, который является объектом культурного наследия регионального значения.
Однако "ЭлинАльфа" не замыкается, особенно в последние 2 года, только на одном направлении. В 2018 году администрация Щелковского района Московской области доверила ей построить за 602 млн рублей мост с подходами через Клязьму.
В 2019–м компания участвовала в нескольких тендерах. В частности, без успеха поборолась за 1,427 млрд Управления материально–технического, транспортного и санаторного обеспечения Московской области, которое заказывало капитальный ремонт и дооборудование административного здания на Рублево–Успенском шоссе.
Новые лица — достроят?
В апреле петербургский Фонд капитального строительства и реконструкции обрел поставщиков для завершения строительства трех детских садов (в Василеостровском, Невском районах и Металлострое). Конкуренция была только на одном аукционе (объект на ул. Кораблестроителей) — участвовали три фирмы, победило ООО "ГК Иснес". В двух других случаях контакты были заключены с единственными заявившимися на торги компаниями — ООО "УНР–398" и тем же ООО "ГК Иснес".
Для "ГК Иснес" 2019–й, судя по цифрам, начинается как прорыв: общая сумма двух полученных подрядов составила 398,6 млн рублей. А общая сумма заключенных в 2019 году с Фондом капитального строительства и реконструкции контрактов — 424 млн. К строительным работам также добавилось проектирование: детского сада, крытого спортивного комплекса, приспособления здания для современного использования. В 2018 году общая сумма контрактов составляла всего 9,2 млн, в 2017–м — 6,4 млн рублей.
“
На данный момент мы не являемся активными участниками госторгов. Выполняем доставку оборудования и спецтехники (негабаритные и габаритные грузы) в рамках госконтрактов наших клиентов. С одной стороны, видим перспективы по нашему бизнесу в сфере госзаказа. Но для активного участия необходимо разбираться во всех тонкостях и нюансах 44–ФЗ. Достаточно много нюансов и большое описание условий и требований к работе, которые нужно знать заранее, поэтому необходима серьезная подготовка по юридической части. На это требуется выделять немало времени, которым сейчас не располагаем. Кроме того, чтобы брать по–настоящему «вкусные» (крупные) подряды, нужна финансовая подушка или содействие банка.
Кирилл Алексеев
генеральный директор ООО «НГ–транс»
“
Госзаказ для нас — перспективное направление с точки зрения генерации прибыли. Стараемся активно участвовать в различных торгах. Как в Петербурге, так и в других регионах — рассматривали варианты даже на Дальнем Востоке, на Курилах. Для нас расстояние от головного офиса при выполнении заказов (занимаемся поставками электротехнического оборудования) значения не имеет. Рассматриваем торги как по 44–ФЗ, так и по 223– ФЗ. И не могу сказать, что с госзаказчиками работать сложнее. Понятно, что удается побеждать далеко не всегда. Бывало, что и по цене проигрывали, и заявки наши отклоняли. Но мы развиваем свой тендерный отдел, сотрудники регулярно проходят обучение.
Илья Губарев
генеральный директор ООО «Фапиком»
“
Простому подрядчику с государством работать сложно. Наш основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Выбрали вектор работы с частными заказчиками. По одной простой причине — они переживают за результат. У госзаказчика нет человека, которого волнует, что реально получится. Важно, чтобы по бумагам все сходилось, чтобы закончил вовремя и начальству плохих новостей про объект не надо было сообщать. Мне как строителю хочется гордо сказать: «Вот это сделал я», а не отводить глаза и говорить: «Ну вот такой был проект, такое финансирование, поэтому не судите строго».
У нас был не очень удачный опыт. По ходу стройки мы столкнулись с ошибками в проекте. То, что они есть, все видят и понимают, но тебе ясно дают понять, что сроки и стоимость никто пересматривать не будет. И если в срок не сдашь, то наказание страшно и неотвратимо.
Также в процессе строительства дополнительные «пожелания» возникали у проектировщиков, у тех, кто должен будет эксплуатировать здание уже после завершения строительства. То есть пришлось выполнять больше, чем было обговорено в контракте. И это не редкость. С финансированием проблем может и не быть — заплатят то, что прописано в контракте. Но дополнительные расходы никто не согласовывает. В итоге, чтобы хотя бы сработать в ноль, приходится на всем экономить. А экономия, помноженная на плохие проектные решения, приводит к предсказуемому результату.
Максим Григорьев
генеральный директор ООО «Пента»