Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево экстренно приземлился Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс SU-1492 из Москвы в Мурманск. Жесткая посадка привела к разрушению самолета и возгоранию. По последним данным, из 78 человек на борту выжили 37. Не прошло и суток после трагедии, как в обществе начали высказывать самые разные мнения, от запрета полетов "Суперджетов" до ужесточения правил провоза ручной клади.
По информации аэропорта Шереметьево, когда SSJ 100 авиакомпании "Аэрофлот" вспыхнул на взлетно-посадочной полосе, часы показывали 18:32 по московскому времени. В воздухе борт успел провести всего полчаса. В первые минуты после происшествия распространились сообщения о том, что лайнер загорелся еще в воздухе. Однако в официальных службах опровергли эти сведения.
"Рейс SU-1492 вылетел в плановом режиме в 18:02 по московскому времени по маршруту Москва — Мурманск. После взлета экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт вылета. На борту находилось 73 пассажира и пять членов экипажа. В 18:30 по московскому времени пассажирский лайнер совершил "жесткую" посадку на взлетно-посадочную полосу, после чего произошло возгорание", — говорится в пресс-релизе московского аэропорта.
"Экипаж сделал все возможное"
Спасательные бригады и врачи были на месте происшествия в 18:32. Экстренные службы помогли организовать эвакуацию и оказали первую медицинскую помощь пострадавшим. Для пассажиров рейса SU-1492 и их родственников создали отдельный штаб в терминале В.
Из-за нештатной ситуации аэропорт Шереметьево работал в ограниченном режиме с одной взлетно-посадочной полосой. "Аэрофлот" сообщил о десятках задержанных и отмененных рейсах, запланированных на 5 и 6 мая. В частности, было изменено время отправления более 100 рейсов, отменены вылеты 36 самолетов. Среди них оказались рейсы SU39, SU25, SU27, SU31, SU28 и SU44 через Петербург.
В "Аэрофлоте" также уточнили, что возгорание произошло в двигателях воздушного судна, огонь действительно вспыхнул после посадки в Шереметьево. Экипаж был вынужден запросить срочный возврат в аэропорт. Под председательством министра транспорта Евгения Дитриха оперативно создана комиссия по расследованию авиационного происшествия. Штаб "Аэрофлота" возглавил генеральный директор компании Виталий Савельев.
"Экипаж воздушного судна "Аэрофлота", вылетевшего сегодня из Москвы в Мурманск и вынужденного вернуться в аэропорт Шереметьево по техническим причинам, сделал все для спасения пассажиров. Эвакуация была проведена всего за 55 секунд при отраслевом нормативе 90 секунд. Командир воздушного судна покинул горящую машину последним", — отметили в авиакомпании.
Список погибших в авиакатастрофе изначально насчитывал как минимум 10 человек, но после тушения пожара и разбора разрушенного корпуса лайнера эта цифра увеличилась. По последним данным Следственного комитета РФ, спастись удалось 37 пассажирам и членам экипажа. Списки выживших опубликованы на сайте МЧС. По сведениям спасательного ведомства, госпитализация понадобилась пяти пострадавшим. Они направлены в НИИ им. Склифосовского и Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. Вишневского.
Среди пострадавших пассажиров числится глава ЗАТО Североморск Владимир Евменьков. На сайте администрации города приводятся его слова соболезнования родственникам погибших. Кроме того, в мэрии рассказали некоторые подробности происшествия: самолету удалось сесть только со второй попытки из-за сложных метеоусловий. При посадке подломились стойки шасси, вследствие чего и загорелись двигатели, а затем огонь перекинулся на фюзеляж.
В числе погибших оказались сотрудники мурманской Центральной медико-санитарной части №120 Федерального медико-биологического агентства. В списке жертв авиакатастрофы — начальник ведомства Евгений Новиков с дочерью и его заместитель по экспертизе временной нетрудоспособности Лариса Сивоконь.
Поиски виновных
Источник Интерфакса заявил, что основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке SSJ 100 стала попытка некоторых пассажиров достать из багажных полок свои вещи. "По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что, когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна, и они погибли в огне", — сказал собеседник агентства.
Глава коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко проанализировал информационный фон вокруг трагедии и пришел к выводу, что большое число погибших объясняют поведением пассажиров, "которые хватали свой багаж и тем самым замедлили эвакуацию". По его словам, это доминирующая версия, которую целенаправленно накачивают через социальные сети. Возможная ошибка экипажа при этом практически не звучит, основной акцент — на его героизме.
Минченко также заявляет, что самая часто встречающаяся в информационном пространстве версия трагедии — "плохой самолет, запрограммированный на поломки ошибками при проектировании". Такую версию поддерживают комментаторы, призывающие запретить полеты "Суперджетов". Альтернативные мнения: удар молнии (версия-контраргумент "хорошему самолету молния нипочем"), ошибка экипажа, ошибка наземных служб (подверсия — проблемы со взлетно-посадочной полосой).
Автор telegram-канала "Авиадиспетчер", посвященного авиационной отрасли, пишет, что "после сегодняшних кадров, на которых пассажиры выбираются из горящего самолета с сумками, в головах людей должен крепко засесть еще один неоспоримый довод в пользу более жесткого регулирования ручной клади". По его мнению, необходим жесткий контроль за количеством и размером сумок.
"Это не вопрос удобства или экономии. Это вопрос безопасности, которая должна быть на первом месте. И поэтому должно быть обеспечено еще две вещи: авиакомпании не должны задирать цены на перевозку багажа; авиакомпании и аэропортовые службы должны обеспечивать сохранность и бережное отношение к багажу пассажиров", — полагает "Авиадиспетчер".
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов тоже высказался о проблемах с ручной кладью. Он предложил предусмотреть техническую блокировку всех полок на случай чрезвычайных ситуаций.
Официальные версии
Между тем точные причины случившегося пока не установлены. В Росавиации призывают не делать преждевременных выводов и просят не говорить о возможном запрете полетов SSJ 100. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
"Следователи приступили к допросам пострадавших, очевидцев, сотрудников аэропорта и авиакомпании-перевозчика, а также иных лиц, ответственных за эксплуатацию воздушного судна. Также будет изучена необходимая техническая документация. Следствие рассматривает различные версии произошедшего. Однозначные выводы о причинах и обстоятельствах авиапроисшествия будут сделаны после всестороннего изучения полученных следствием данных", — сообщили в Следственном комитете РФ.
На данный момент изъяты речевой и параметрические бортовые самописцы, отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы. Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.
Решением врио губернатора Мурманской области Андрея Чибиса 6, 7 и 8 мая объявлены днями траура в связи с трагедией в Шереметьево. В эти дни будут отменены все развлекательные мероприятия, приспущены символы государственной власти.