Самое четкое определение Дня Победы дано в песне: это и праздник, и радость со слезами на глазах. Именно праздник, и именно со слезами на глазах, и исключить что-то одно из этой формулы невозможно.
Для кого-то, правда, не совсем праздник. Об этом говорят с каждым годом все чаще. В этом году особенно. И если аргумент "пили бы баварское" задвинут на дальнюю полку с буквой "Ф" — фашисты и фрики — то сейчас на арену общественного мнения вышел воинствующий пацифизм.
Все чаще можно услышать слово "победобесие". Нельзя, например, наряжать детей в военную форму - это очень плохо и травмирует психику (дети, играющие в танчики и шутеры о войне, сильно удивятся). О том, что вместо парадов лучше бы раздали деньги пенсионерам (популизм уровня "бог", конечно). Ну и о том, что война, танки, солдаты, форма, парады — это все очень-очень плохо.
И вообще, говорят нам: это не праздник, а день скорби.
Почему день победы в войне над врагом должен быть днем скорби, не очень понятно.
Еще нам говорят: не надо милитаризации общества. Не надо нормализировать войну. Война — это, опять же, плохо и ненормально. Эти ваши танки, фу.
Да, эти наши танки. Ключевое слово — наши.
Еще нам говорят: этот ваш ужасный лозунг "Можем повторить". Кстати, надо очень постараться, чтобы сейчас увидеть этот лозунг где-либо не в ироничном контексте. Но даже когда он вдруг где-то появляется, забывается одна вещь: лозунг "Можем повторить" не значит "Хотим повторить". В 41-м и начинать не хотели. Пришлось.
Война — это очень плохо. Война — это зло, мерзость, грязь и гибель. Было бы хорошо, если бы в мире не было войн.
Но война — реальность нашего мира. Другой реальности у нас нет, а если будет, то очень нескоро. Война всегда рядом — это данность, с которой приходится жить. Она всегда возможна — и в последние годы больше, чем раньше. А отмахиваться ли от этой реальности плакатиком "Нет войне" или принимать ее, как есть — выбор, конечно, личный, но от него мало что поменяется.
Ни одна война в истории не закончилась из-за плакатов "Нет войне". Противостояние заканчивается победой, поражением, договоренностями, истощением сил — чем угодно, но пацифистские лозунги здесь никакой роли не играют. Когда на вас нападают гопники, вы же не объясняете им, что насилие — не выход? Ну или объясняете, конечно, но тогда удачи в больнице.
Война — это очень плохо, а мир — очень сложно. Мир — это намного сложнее, чем помахать плакатиком "Нет войне". Мир держится на договоренностях, балансе и противовесе, на сложных взаимоотношениях между государствами. И да, настоящее чудо, что при всем том, что вокруг происходит, мир до сих пор не скатился в глобальную войну. В том числе и благодаря тому, что мы "бряцаем оружием". Лучше бряцать оружием, чем непосредственно пускать его в ход.
И самое главное.
Война — это плохо.
Но 9 мая мы празднуем не войну, не кровь и не гибель, а победу над ними. Мы отмечаем победу над смертью и ужасом. Вспоминаем день, когда наступил мир, в котором мы живем. Это не праздник войны, а праздник жизни.
9 мая — день сквозного сопричастия эпох, когда личная память поколений растворяется в памяти коллективной. Это праздник, нужный как для общества, так и для личности — день осознания причастности к своей истории. Если у нас не будет памяти, не будет нас. А мы есть.
Посмотрите: сегодня на улицах города наши танки и наши солдаты.
Не чужие. Наши.
С праздником.