В начале мая прогремели два IPO: 10 мая Uber вышел на NYSE, это первое крупнейшее за 5 лет размещение акций после Alibaba Group. Днем ранее HeadHunter стал первой за 5 лет российской компанией на бирже в США, 9 мая сервис вышел на NASDAQ. Абсолютно разные проекты объединяют, пожалуй, только многолетние ожидания инвесторов и вложения Алишера Усманова.
Первичное размещение акций Uber обещало стать главным событием года на бирже, но на фоне многочисленных негативных новостей агрегатору онлайн-такси не удалось стать крупнейшим в истории. Еще в прошлом году Uber обещали капитализацию на уровне $120 млрд, но она по факту оказалась в 1,5 раза меньше. Однако даже при оценке в $82 млрд IPO Uber вошло в топ-10 в истории фондового рынка США. Российский HeadHunter, напротив, оказался оценен выше собственного позитивного прогноза ($675 млн) и по итогам торгов первого дня капитализация рекрутингового сервиса выросла до $837,5 млн. Появление HeadHunter на бирже в США говорит о планах руководства компании выйти на глобальный рынок. Для Uber отказ от звания самого известного глобального стартапа обернулся рекордными убытками для инвесторов.
Инвесторы оценили
Крупнейший российский и мировой онлайн-рекрутер HeadHunter (третье место после сайтов indeed.com и jooble.org по версии SimilarWeb) 9 мая разместил свои бумаги по цене $13,5 за штуку, то есть по верхней границе диапазона (заявленный в апреле ценовой коридор — $11–13,5). После размещения акции пошли в рост: за первый час торгов стоимость акций выросла на 12%, до $15, а всего за день — на 16,7%. Торги 10 мая закрылись ростом еще на 6,4%, до $16,75. В итоге капитализация компании составила $837 млн.
Согласно данным на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), HeadHunter разместил на бирже около 16,3 млн депозитарных акций (ADS) по цене $13,5 за штуку. Каждая ADS соответствует одной обыкновенной акции компании. Всего в ходе IPO им было предложено 32% капитала на $220 млн ($253 млн — с учетом опционов для банков-андеррайтеров). Cтоимость всей компании при цене $13,5 составила $675 млн — это более чем в 10 раз больше оценки компании в 2007 году. Однако по итогам первых дней торгов оценка оказалась еще выше.
Вырученные деньги достались акционерам HeadHunter — Highworld Investments (структура фонда Elbrus Capital) и ELQ Investors VIII Limited (подразделение банка Goldman Sachs). До IPO им принадлежало 59,99% и 40% соответственно. После размещения доля Highworld Investments сократилась до 40,4%, ELQ Investors VIII Limited — до 27%, следует из документации HeadHunter.
Еще 9% от привлеченной суммы получит бывший член совета директоров Mail.Ru Group (владела компанией до февраля 2016 года) Иван Таврин — по акционерному соглашению действующие владельцы обязались выплачивать ему такой процент от любых доходов HeadHunter в обмен на отказ от преимущественного права выкупа сервиса. Организаторами IPO выступили Morgan Stanley, Bank of America Merrill Lynch, Goldman Sachs, Credit Suisse, "ВТБ капитал" и Sberbank CIB. Они получат 30-дневный опцион на покупку 5% акций HeadHunter. С учетом опциона размер IPO может вырасти до $253,1 млн.
Изначальная оценка HeadHunter была более консервативной, нежели по другим IPO технологических компаний, которых в этом году заметно больше, нежели в прошлом, отмечают в ИФК "Солид". Однако по мере приближения к дате начала торгов интерес к акциям увеличился. "Скорее всего, инвесторы просто ближе познакомились с результатами и бизнес-процессами компании. Кроме того, сразу после начала торгов было не так много желающих продавать, фиксируя спекулятивную прибыль, то есть существует уверенность в долгосрочных перспективах бизнеса", — считает аналитик ИФК "Солид" Вадим Кравчук.
"Несмотря на уверенный старт, мы рекомендуем проявлять осторожность с акциями HeadHunter. Опыт последних IPO показывает, что даже после сильного начала неизбежна фаза коррекции после выхода из акций краткосрочных участников, которые имели возможность приобрести бумаги заранее по хорошей цене. К тому же на рынке США последняя неделя прошла в негативном ключе: на фоне обострения торгового спора с Китаем настроения в целом ухудшились, поэтому "новички", в частности Lyft и Beyond Meat, прибавивший за первые 4 дня торгов 87%, выглядят уязвимыми и сейчас корректируются", — добавил Кравчук.
20 лет до NASDAQ
National Job Club (так изначально назывался HeadHunter) почти за 20 лет прошел путь от небольшой рекрутинговой компании, основанной 25-летним бизнесменом Михаилом Фролкиным в 2000 году, до успешного бизнеса с акциями на технологической бирже NASDAQ. IPO HeadHunter стало первым размещением акций российской компании в США за последние 5 лет. В 2013 году там разместилась компания Qiwi и головная компания Тинькофф Банка TCS Group. Это также первое размещение российской компании на Западе с 2017 года: в последний раз на биржу за рубежом выходил холдинг EN+ Олега Дерипаски.
Главным инвестором стартапа стала в 2007 году Digital Sky Technologies Юрия Мильнера и Алишера Усманова (последний позже инвестировал "несколько десятков миллионов долларов" в Uber, в 2015 году). В 2010 году DST была переименована в Mail.ru Group и провела IPO на Лондонской бирже. С тех пор Mail.ru Group несколько раз пыталась продать HeadHunter. В том числе опцион на выкуп сервиса был предоставлен занимавшему тогда пост гендиректора "Мегафона" Ивану Таврину, но он им не воспользовался.
В 2014 году Mail.ru Group договорилась с Elbrus Capital о продаже сервиса за 10 млрд рублей, но в итоге сделку закрыли только через 2 года, в 2016 году, за те же 10 млрд рублей. О планах провести IPO HeadHunter заявил еще в декабре 2017 года. Весной 2018 года компания готовилась к размещению, но в апреле США ужесточили санкции и сделку пришлось отложить.
Как считают в "Альпари", с одной стороны, время для первичного размещения ценных бумаг HeadHunter выбрано весьма удачно: американские биржи пребывают в состоянии ралли, даже несмотря на коррекцию последних дней. "С другой стороны, компаний рекрутингового направления не так много, в России так и вовсе единицы из тех, кто может представлять какую-то ценность для инвесторов. В целом время и конъюнктура выбраны идеально, отсюда и успех IPO", — поясняет Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари".
По ее словам, сейчас, пожалуй, самый благополучный период для выхода на биржу для российских эмитентов: геополитический фон сглажен, мировые инвесторы расположены покупать, рисковая составляющая выглядит умеренной. "Именно поэтому ряд отечественных эмитентов запланировали размещения сейчас или в ближайшее время, пока на рынке есть свободные денежные ресурсы, а компании в цене. Привлечение свежих денег в бизнес — это хорошая опора для развития далее, и для российского бизнеса это сложно переоценить", — резюмирует аналитик.
Крупнейший провал за 44 года
HeadHunter благоразумно переждал "санкционную бурю" и вышел на биржу в период относительного затишья, чего нельзя сказать о размещении Uber. Одной из главных причин снижения стоимости бумаг агрегатора стало начало "торговой войны" США и Китая, обвалившее индекс S&P 500. Об этом прямо заявил глава Uber Дара Хосровшахи. "Вы не можете выбирать неделю, когда станете публичными. На нашу выпала ситуация с президентом Трампом и Китаем, которая привнесла нестабильность и неопределенность", — признался он Financial Times.
Повлияла на стоимость бумаг и всемирная забастовка таксистов за 2 дня до IPO Uber. Акцию протеста против условий онлайн-агрегаторов провели профсоюзы в Нью-Йорке и крупных городах США (водители в Сан-Франциско протестовали прямо перед штаб-квартирой Uber), а также в Лондоне, на крупнейшем зарубежном рынке Uber.
Еще одним фактором, повлиявшим на низкую оценку Uber, стало разочаровывающее IPO конкурента Lyft в конце марта, отмечало Reuters. После выхода на биржу котировки Lyft за пару дней упали на 23% (с $72 до $55,2 за ценную бумагу). В итоге IPO Uber, о котором стало известно еще в конце 2017 года (как и в случае с HeadHunter), оказалось провальным для инвесторов.
Осенью 2018 года банки Goldman Sachs и Morgan Stanley, участвующие в организации IPO, оценивали Uber в $120 млрд. Сама компания рассчитывала на оценку от $80,5 млрд до $91,5 млрд. 10 мая на IPO компания продала 180 млн акций по $45 каждая. Стоимость бумаг приблизилась к нижней границе диапазона — Uber планировал продавать акции по цене от $44 до $50 за штуку, всего компании удалось привлечь $8,1 млрд. При цене $45 за акцию изначальная оценка Uber составляла $82,4 млрд.
Однако в первый день торгов после того, как компания начала проводить IPO, цена акций Uber Technologies Inc. на Нью-Йоркской фондовой бирже уменьшилась на 7,6%. К концу первого дня торгов ценные бумаги Uber подешевели до $41,57, что ознаменовало редкое первоначальное падение для таких акций, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Капитализация компании в итоге составила примерно $76 млрд.
Потери инвесторов Uber оказались рекордными. Так, Toyota Motor Corp., летом 2018 года купившая бумаги по $45,5, и японский Softbank, купивший часть акций по $48 в большой сделке на $8 млрд, приобрели доли в Uber дороже, чем компанию оценила биржа меньше чем через год. Как отметил профессор из Университета Флориды Джей Риттер, общая сумма, которую потеряли инвесторы, купившие акции Uber во время IPO, стала максимальной по меньшей мере с 1975 года ($617 млн за день). Прежний максимум потеряли инвесторы Genuity в 2000 году ($276,5 млн).
Как поясняет WSJ, другие IPO показали гораздо худшие результаты в процентном отношении, однако потери инвесторов в случае с Uber настолько велики из-за предложения компании. Привлеченных $8,1 млрд Uber хватит условно, чтобы покрыть убыток за последние 2 года ($3,03 млрд в 2018 году и $4,03 млрд в 2017 году). Как изменится финансовая стратегия Uber после IPO, пока неясно. В документах для Комиссии по ценным бумагам и биржам США компания предупредила инвесторов, что может никогда не выйти на прибыль.