Петербург стал первым городом России, где озаботились проблемой неприятных запахов и начали разработку норматива.
В рабочую группу по созданию проекта норматива вошли представители профильной комиссии Законодательного собрания по экологической защите населения и АО "НИИ Атмосфера". Парламентарии при участии ученых подготовили проект поправок в федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".
Изначально предполагалось разработать исключительно региональные нормативы, но оказалось, что реализовать идею можно только на федеральном уровне: за качеством атмосферного воздуха в стране следит только одно ведомство — Росгидромет.
Степень загрязненности атмосферы определяют по количеству примесей. В зависимости от того, во сколько раз превышена концентрация контролируемых веществ, воздух относят к одной из четырех категорий. Однако эта методика не учитывает взаимодействия веществ в воздухе. Соответственно, для введения нового норматива нужно будет менять методику подсчета.
"Независимо от источника запах — это в любом случае смесь веществ. А это значит, что влияние на организм он так или иначе оказывает. Иногда запах может быть приятным, но это не значит, что он безвреден", — поясняет директор Института общественного экологического контроля Лилия Белова.
Задумка "регулировать" запахи появилась еще год назад, когда увеличилось количество обращений от жителей Приморского и Выборгского районов. Петербуржцы жаловались на резкие и неприятные запахи. Но природоохранные службы оказывались бессильны: превышения концентрации вредных веществ в воздухе не было, соответственно, не было формального повода принимать меры по их устранению. Как поясняют экологи, витающие вещества по отдельности находятся в допустимом пределе, но в совокупности их свойства могут усиливаться. Их комбинация и вызывает неприятный запах, но при этом здоровью не вредит.
Председатель профильной комиссии ЗакСа по экологической защите населения Надежда Тихонова отмечает, что от отсутствия норматива по запаху больше всего страдают новостройки на окраинах. "Застройщики не рассказывают клиентам о том, что запахи от промышленных предприятий или полигонов могут попадать в форточки. Они распространяются гораздо дальше санитарно–защитных зон. А ведь концентрация запаха могла бы в будущем влиять на стоимость жилья", — рассказывает депутат.
Пока измерить концентрацию запаха можно лишь локально. Для этого существует специальный прибор — ольфактометр. Но в стране их всего четыре штуки, один из них находится на балансе АО "НИИ Атмосфера". В институте занимаются популяризацией такого рода приборов и расширением сети наблюдений.
Специалисты еще не определились, как будут выглядеть пункты измерения запаха — станут ли они частью существующей системы мониторинга (и будут интегрированы в станции) или будут передвижными. Это зависит от технических и финансовых возможностей.
Министерство природных ресурсов и экологии идею петербуржцев в целом поддержало. Однако в ведомстве размышляют, к какой категории правильнее отнести нововведение — к экологической или санитарно–гигиенической. В любом случае местные законотворцы отмечают, что процесс работы над нормативом идет медленно. В лучшем случае поправки будут приняты к концу года.