Стадион, не улетай!

 

Вчера стало известно, что кабинет министров рассмотрит возможность перевода головных офисов крупных госкомпаний из Москвы и Петербурга в другие города. С таким предложением выступило Минэкономразвития, которое внесло в правительство проект плана пространственного развития регионов. В нем названы 18 агломераций, куда могут переехать наши государственные бизнес–монстры: от Краснодара и Самары до Иркутска и Владивостока. Заявленная цель инициативы — выравнивание экономической ситуации в регионах за счет перераспределения налогов.
Когда слышишь подобные предложения, ловишь себя на мысли, что все это уже недавно было. В 2003–2004 годах, чтобы подтянуть Петербург по уровню развития к Москве, Валентина Матвиенко взяла курс на перерегистрацию крупных компаний в нашем городе. Лужков немножко обижался, но несколько гигантов (ВТБ, "Газпром нефть", "Трансаэро") прописку действительно сменили. Потом Валентина Ивановна переехала в Совет Федерации и в силу должностных обязанностей должна была думать уже обо всех российских регионах. Новых рецептов спикер верхней палаты парламента придумывать не стала и предложила "Газпрому" отправиться в Тюмень, РЖД — в Екатеринбург и т. д. Но, разумеется, никто никуда не переехал.
Что может дать экономике такая массовая смена прописок? Ничего. Еще в первом классе каждый из нас должен был усвоить, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Экономика живет, конечно, по другим законам, чем арифметика, но сумма (общее число собираемых в консолидированный бюджет налогов) не вырастет точно. А вот уменьшиться может: слом системы управления, рост внутренних издержек (в том числе на бесконечные перелеты) снизят рентабельность госкомпаний. А значит, они станут платить своему акционеру — государству — меньше дивидендов. Ждать ли проблем Петербургу? Тоже нет. Конечно, "Газпром" и его "дочки" обосновались в городе так прочно, что с ним ассоциируется многое: "Лахта–центр", футбольный "Зенит" и его новая чудо–арена. Но, слава богу, эта ноша настолько неподъемна (во всех смыслах слова), что вряд ли улетит в Набережные Челны или Омск вместе с новой пропиской "национального достояния".