Буян для своих. Парк на Добролюбова, каким мы его видим: версия экспертов "ДП"

Автор фото: Администрация Петербурга
Новый парк мог бы сочетать в себе разное: зелень, память об истории, водоемы, пешеходную набережную, но не ультрасовременные технологии и аттракционы
В апреле главный российский и главный петербургский чиновники публично согласились с одним из наиболее желанных градостроительных предложений — разбить парк на месте снесенного ГИПХа на пр. Добролюбова. Примерное видение артовой и рекреационной зоны уже есть, но пока проект находится в стадии обсуждения. "ДП" поинтересовался мнением экспертов, каким они хотели бы видеть масштабный парк.
Пожалуй, одна из главных мыслей состоит в том, что Тучков должен быть предназначен в первую очередь для внутреннего потребителя, то есть петербуржцев, и не превращаться в выставочный проект для туристов.

Тучков и Ватный

У этого района богатая история, связанная с водой и затоплениями. Когда–то здесь были два острова — Тучков буян и Ватный. Первый из них возник после наводнения 1726 года. Спустя полвека на нем построили склад пеньки — крупное каменное здание по проекту итальянца Ринальди. После объединения островков во второй половине XIX века здесь появились краснокирпичные здания винного склада и спиртоочистительного завода, а вдоль нынешнего пр. Добролюбова, тогда Александровского, создали питомник декоративных растений.
Теперь здесь чистая площадка. Позднесоветские корпуса Института прикладной химии снесены в 2012 году под строительство жилого комплекса "Набережная Европы". С ними вместе ушли в историю и старинные винно–водочные постройки, снятые с охраны. Остался только пеньковый склад близ Тучкова моста.
Историк Петроградской стороны Людмила Сапрыкина уверена, что память о Мокрушах стоит сохранить непременно, но как — предстоит решить. Понятно, что воссоздавать утраченные постройки никто не станет, но вот водоемы, которые бы напомнили о прежних проливах и островках, могли бы и появиться. "Здесь был древесно–цветочный питомник, и все утопало в зелени. И это сочетание зелени и воды очень необходимо на Петроградской стороне, которая всегда была зеленой — это была ее отличительная черта. При этом важно, чтобы парк не был перенасыщен разными аттракционами: от них город уже устал", — поделилась с "ДП" своим видением Сапрыкина.

Аналогии с "Зарядьем" неуместны

"Это должен быть исключительно парк для жителей, это должны быть городские легкие, а не московский парк "Зарядье", — поддерживает идею гендиректор ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть–91"Рафаэль Даянов. — Прежде всего здесь нужны высокоствольные деревья. В городе катастрофа с зелеными зонами. Совершенно очевидно и то, что здесь должна быть общедоступная пешеходная набережная, а также полный набор, необходимый для городского сада, а именно детские площадки и площадки для отдыха людей старшего возраста".
Однако как конкретно будет выглядеть парк, должно выясниться после составления историко–архитектурного опорного плана. Проще говоря, это когда всю историю участка накладывают на современную карту. И в этом плане будут видны и Ватный остров, и протоки, и западный участок Мытнинской наб., который теперь набережной быть перестал. И уже только после этого стоит принимать решения о том, как именно парк будет напоминать об истории местности, уверен Рафаэль Даянов.

Докопаться до первого века

Руководитель Санкт–Петербургской археологической экспедиции Петр Сорокин считает, что для начала необходимо провести раскопки и узнать, осталось ли в земле буяна что–то от первого столетия существования города. Таких исследований там никогда не было. "Не думаю, конечно, что утраченные объекты можно восстановить. Но их можно обыграть в составе парка, разместить информационные знаки о том, как это все выглядело в прошлом. А вот реконструировать береговую линию побережья, островов того времени вряд ли стоит. Такой прием не будет понятен большинству людей", — пояснил "ДП" Сорокин.
Когда проводился конкурс на лучший проект Верховного суда для этого участка, ООО "Архитектурное бюро "Студия 44" оказалось единственным участником, кто предложил прорыть на территории каналы. Совладелец мастерской Никита Явейн сказал "ДП", что над обликом нового парка пока не думал, но готов представить свое видение на конкурсе проектов, если такой будет объявлен.
В то же время Явейн отмечает, что, возможно, у идеологов парка мнение по поводу его насыщения уже сформировалось: "Я так понимаю, что некий моральный аналог — "Зарядье", где активно используется подземное пространство, а сверху парковая зона. Только у нас театр, а там концертный зал".

Город 2D–ландшафта

Гендиректор ООО "Архитектурная мастерская Мамошина"Михаил Мамошин напомнил "ДП", что однажды планы разбить здесь парк были как никогда близки к реализации. До войны тогдашний главный архитектор Ленинграда Николай Баранов предлагал революционное градостроительное решение — создать зеленый луч из центра на окраину, от Петропавловской крепости к Кировским островам. Но в 1960–х появился ГИПХ, а Петровский остров безвозвратно застроили. Впрочем, частично довоенную идею можно воплотить в жизнь, уверен Мамошин, — в виде променада от Александровского парка к "Юбилейному" и стадиону "Петровский".
"А вот встраивать ультрасовременные вещи и создавать, например, 3D–ландшафт с горками, как это сделано в "Зарядье", не надо. Потому что Москва — город 3D–ландшафта, а Петербург — город 2D–ландшафта. Вспомните: еще недавно над этой территорией возвышались холмы строительного мусора, оставшегося после сноса ГИПХа, — это было что–то страшное. А вот сделать напоминание об островах, о Ватном острове, хотелось бы", — рассуждает Михаил Мамошин.

Газон милей гранита

Собеседник "ДП" полагает важным, чтобы береговая полоса была не просто общедоступной, но и зеленой — с земляным откосом, а не гранитной стенкой, как сейчас. Это придаст "очарования зеленой паузе" в застройке берега при взгляде с Невы. Интересно было бы поразмышлять на тему того, не создать ли здесь пейзажный парк — вопреки петербургским традициям регулярных садов.
Александр Мельниченко, гендиректор ООО "Архитектурная мастерская А. Мельниченко "Грандтерьер–атриум", вторит остальным специалистам и тоже видит здесь большое количество зелени. Его расстраивает первая версия парка, представленная в апреле в виде иллюстраций и макета президенту. В частности, лишними кажутся стеклянные купола, которыми богато удобрена территория.
"Парк не предполагает такого количества этих куполов. Я понимаю, что у нас северный город со своей погодой, но все–таки для строительства таких капитальных объектов можно найти участки в другом месте, в высокоплотной застройке, — в Кудрово, в Девяткино, пожалуйста, стройте под куполами людям парки. Но не здесь!" — говорит Мельниченко.
В то же время специалист видит парк многофункциональным, насыщенным, ведь это "не просто дорожки, скамейки и набившее оскомину мощение". В будущем парке необходимо соорудить фонтанный комплекс. Тем самым можно продолжить традицию прибрежных водометов, начатую в 2005 году у Финляндского вокзала, — тот проект создал именно "Грандтерьер–атриум". "Здесь должно быть многообразие — звучание и живой природы, и камня, и воды, и истории", — полагает Александр Мельниченко.
Петр Сорокин, в свою очередь, надеется, что следом за участком Верховного суда на пр. Добролюбова город может сделать аналогичный шаг и в отношении территории крепости Ниеншанц на Малоохтинской наб., где планировался "Охта–центр". Там просто необходим археологический парк, который привлечет огромное количество туристов со всего мира. И для страны это будет выгодно. "Там просто пласты русской истории, которые до сих пор запечатаны на Охтинском мысу. Ничего подобного на территории Петербурга больше нет и быть не может", — восторженно отметил археолог.

Досье

Новый парк должен заместить Судебный квартал: вместо пр. Добролюбова его построят на Смольнинской наб. На Петроградской же стороне обещают разбить "культурный кластер" с Театром балета Бориса Эйфмана, неким "верхним парком", променадом, парковкой на полторы тысячи мест и пешеходным переходом до Мытнинской наб. Проводятся прямые аналогии со столичным парком "Зарядье" (13 га), открытым в сентябре 2017 года на месте снесенной гостиницы "Россия".