Президент и владелец ГК "Первый Базис" Феликс Зборовский запускает в Петербурге проект Qubis. Его суть — объединение под одной крышей магазина, офиса и склада.
Первый объект нового формата появится на углу Долгоозерной и Парашютной улиц. Его площадь — 4500 м2, он состоит из четырех зданий по пять блоков каждое. Бизнесмен вложил в проект около 350 млн рублей. "В России подобных центров нет, но на Западе такой формат активно распространен. В помещениях могут располагаться любые арендаторы: магазины, кафе, офисы небольших фирм, ремонтные мастерские и так далее", — рассказал Феликс Зборовский.
Арендная ставка — 1200 рублей в месяц за 1 м2. Это соответствует цене аренды в БЦ среднего класса. Но, по словам инвестора, в первом комплексе предварительно законтрактована четверть всех площадей, часть из них — компаниями, специализирующимися на коммунальном хозяйстве и ремонте.
По словам Феликса Зборовского, проект на Парашютной станет первым в сети подобных Qubis бизнес–центров: "Сейчас идет поиск площадок под строительство еще нескольких комплексов. Мы планируем построить минимум по одному в каждом из спальных районов. Суммарный объем инвестиций в новый формат недвижимости составит 1,6–1,8 млрд рублей".
Эксперты рынка считают этот формат интересным. Однако по вопросу востребованности у арендаторов их мнения разделились. "Существует большое количество компаний, связанных с розничной или интернет–торговлей. Наличие небольшого склада в составе офиса решит их логистические проблемы. Сейчас многие из таких компаний хранят продукцию в офисных помещениях, где сидит линейный персонал", — говорит Андрей Бойков, партнер Rusland SP.
По мнению Андрея Амосова, руководителя офиса компании JLL в Санкт–Петербурге, бизнес–центры не могут удовлетворить спрос на микст–форматы, ведь, к примеру, наличие пропускной системы не обеспечивает беспрепятственный доступ клиентов в шоурум. "Первый объект на Парашютной улице расположен удачно для этого формата — на первой линии магистрали, в доступе от станции метро", — добавляет эксперт. "В Петербурге уже достаточно много представителей малого бизнеса, которым надоело ютиться в старых помещениях бывших заводов и которые готовы платить больше за качественные современные площади формата light industrial", — полагает Алексей Федоров, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость компании Maris в ассоциации с CBRE.
Впрочем, есть и иные мнения. "Данный продукт нишевый, направленный на достаточно узкий сегмент компаний, которые вряд ли будут готовы платить высокую арендную плату за большие для них помещения", — говорит Андрей Лушников, президент ГК "БестЪ".
С ним согласен и Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St. Petersburg: "Проект весьма оригинальный. Концепция интересная, но пока не нашла своего потребителя. Возможно, потому, что немного опережает свое время, пока сеть подобных объектов в данный момент видится маловостребованной".