На петербургской верфи торжественно спустили на воду атомный ледокол ЛК–60Я проекта 22220 "Урал". Он стал вторым в линейке этой серии. Всего на Балтзаводе ведется строительство трех универсальных двухосадочных ледоколов: головного корабля "Арктика" и серийных "Сибири" и "Урала". Все они находятся в разной стадии готовности.
Так, "Арктика" должна выйти на ходовые испытания в конце этого года (срок сдачи намечен на 2020–й), сформирован корпус и идет достройка "Сибири" (сдача в 2021 году), а спущенный на воду "Урал" должен быть передан госкорпорации "Росатом", которая выступает заказчиком проекта, ориентировочно в 2022 году.
Как рассказали на предприятии, ледокол "Урал" сошел со стапеля с уже загруженными реакторными установками и практически полностью оснащенный системой электродвижения. "Ранее реакторы загружались, когда судно уже стояло на воде. На этом ледоколе мы решили применить новый метод, что позволит сократить затраты и сроки постройки заказа", — пояснили в пресс–службе завода.
Строительство флагманской "Арктики" не обошлось без скандалов. В 2013 году ООО "Балтийский завод гидравлического оборудования" заключило с "Киров–Энергомашем" (КЭМ) контракт на поставку питательных насосов для паротурбинной установки этого атомного ледокола на 194,7 млн рублей. Но сроки поставки оборудования были сорваны, так как турбины должен был испытать Харьковский турбинный завод. Из–за конфликта с Украиной КЭМ пришлось строить собственный стенд.
В итоге сдача деталей, а соответственно, и самого ледокола, затянулась на 2 года. Балтийский завод вышел в суд с иском к КЭМ на 157,5 млн рублей неустойки. Он был удовлетворен. Но предприятие–поставщик обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, которую Арбитражный суд Северо–Западного округа 22 мая принял к рассмотрению, назначив разбирательство на 13 июня.
По мнению главного редактора сайта "Портньюс" Виталия Чернова, российское судостроение до сих пор зависимо от иностранных производителей судового комплектующего оборудования: двигатели, турбины поставляются в том числе с Украины.
"Наиболее остро стоит вопрос по среднеоборотным дизельным двигателям, особенно для судов арктического плавания. Здесь основными поставщиками являются иностранные производители, такие как Wartsila и Man, которые могут попасть под санкции", — сказал Виталий Чернов.
Серия ледоколов ЛК–60 должна быть продолжена, планируется строительство еще двух атомоходов — соответствующее распоряжение правительства РФ уже подписано. Однако на какой верфи они будут заложены — станет известно только осенью этого года, когда пройдут все конкурсные процедуры. Балтийский завод не теряет надежды стать единственным исполнителем этого заказа.
Накануне президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью РИА "Новости", заявил, что для новых ледоколов (третьего и четвертого в серии 22220) планируется поставка паротурбинного оборудования от "Силовых машин", а не КЭМ.
В "Силовых машинах" "ДП" эту информацию не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть.