Конкуренция на рынке страхования становится все сильнее, особенно в наиболее массовых сегментах. Одним из факторов, влияющих на позиции страховых компаний на рынке, является внедрение современных цифровых решений в страхование.
Прошлый год оказался удачным для страховщиков: в 2018 году объем рынка увеличился на 15,7%, а без учета страхования жизни — на 8,4% по сравнению с 2017 годом. Как отмечают аналитики Банка России, это максимальное значение с 2012 года. Ускорение темпов роста произошло в сегментах страхования от несчастных случаев и болезней и страхования жизни заемщиков, наблюдалась положительная динамика и в автостраховании, страховании при ипотечном кредитовании и добровольном медицинском страховании.
Рост рынка происходил как на фоне сокращения числа игроков (в 2018 году количество страховых компаний уменьшилось на 11% по сравнению с предыдущим годом), так и на фоне роста объемов ипотечного и автомобильного кредитования в 2018 году.
Это означает в первую очередь усиление конкуренции между страховщиками. Конкуренция на рынке может возрасти в 2021 году, когда в России станет возможным открытие филиалов иностранных компаний — такое обязательство наша страна взяла на себя при вступлении в ВТО. В условиях напряженных международных отношений, конечно, маловероятно, что филиалы зарубежных страховщиков будут массово открываться в России, но определенное влияние на рынок этот фактор все же окажет. Вместе с тем иностранные страховщики могут стать драйвером новых идей и уже отработанных за рубежом инновационных технологий, что позитивно скажется на качественном развитии страховой отрасли.
Рынок российского страхования не остается в стороне и от общего стремления к цифровизации и внедрению современных информационных технологий — это является требованием времени и дополнительным аргументом в конкурентной борьбе. "Клиенты хотят простых и быстрых технологичных решений, — рассказывает старший вице-президент, директор дивизиона Страхового дома "ВСК" Владимир Пыстин, — поэтому развитие дистанционных сервисов является одной из стратегических задач нашей компании".
В качестве примера можно привести мобильное приложение "ВСК страхование", в котором возможно не только оформить полис, но и урегулировать страховой случай без посещения офиса компании. Программой уже воспользовались свыше 200 тыс. пользователей. Приложение было запущено в мае 2017 года и, помимо возможности купить полис, позволяет дистанционно урегулировать страховые случаи по автострахованию, страхованию квартиры или дома, страхованию от несчастных случаев и болезней, а также обратиться за медицинской консультацией онлайн. На сегодняшний день в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении зарегистрировались более 1,5 млн пользователей, более 100 тыс. сотрудников корпоративных клиентов компании участвуют в специальной программе лояльности, предоставляющей доступ к сервисам компании на специальных условиях. "Подобные сервисы существенно экономят время клиентов, поэтому пользуются большим спросом сегодня", — говорит Владимир Пыстин. Например, застрахованные по ДМС могут записаться к врачу онлайн, не тратя время на дополнительные согласования с клиникой. Как отмечают в ВСК, перед компанией сейчас стоит амбициозная задача по дальнейшему развитию онлайн-сервисов — все основные услуги должны быть доступны через мобильное приложение.
Соответствие трендам времени является одним из факторов, определяющих финансовый успех компании. Так, чистая прибыль Группы "ВСК" по МСФО по итогам 2018 года выросла более чем в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла почти 8 млрд рублей. Сборы Группы за отчетный период увеличились на 30,5%, до 96,3 млрд рублей. Наибольший вклад внесли страхование жизни (сборы по инвестиционному и накопительному страхованию жизни достигли 23,3 млрд рублей), каско, сборы по которому выросли до 20 млрд рублей, и страхование от несчастных случаев и болезней (сборы превысили 20 млрд рублей). В планах компании — по итогам 2020 года войти в топ-5 крупнейших страховщиков России. Согласно стратегии ВСК, активы группы по итогам 2019 года должны превысить 175 млрд рублей, сборы — 115 млрд рублей, а чистая прибыль — вырасти на 15%. Немалую роль в формировании этих показателей сыграет цифровая трансформация бизнеса. "Только постоянная готовность к переменам и способность находить новые решения, казалось бы, традиционных задач позволяет компании уже 27 лет занимать ведущие позиции на рынке страхования", — говорит Владимир Пыстин. Помимо современных технологий залогом успеха на страховом рынке сегодня являются сбалансированный страховой портфель, высокое качество работы персонала и безупречная деловая репутация.