Петербургский миллиардер Аркадий Пекаревский выводит на рынок приложение Anyships по покупке билетов на экскурсии и аренде яхт по всему миру.
На днях на рынок выходит мобильное приложение–агрегатор Anyships, через которое можно будет купить билет на любой вид водного транспорта, арендовать яхту, катер или теплоход в Петербурге, Москве или Сочи, а также еще в 18 странах мира, в том числе в Италии, Испании, Турции, ОАЭ.
Это мобильное приложение — логичный шаг после появления одноименного сайта–агрегатора anyships.com, который был запущен в апреле 2018 года.
Путь из десктопа в смартфон
Инвестором выступил известный петербургский миллиардер Аркадий Пекаревский (бывший совладелец компании Sela, владелец Grondard). Как он рассказал "ДП", в разработку приложения было вложено около 20 млн рублей. Сама разработка заняла около года, и в конце мая сервис должен появиться в GooglePlay и AppleStore.
"Решение разработать именно мобильное приложение пришло после анализа поведения наших клиентов — пользователей сайта anyships.com. За год работы мы увидели, что 60% трафика приходится на пользователей именно мобильных устройств", — рассказал "ДП" генеральный директор компании "Энишипс" Георгий Кожуховский.
Сервис живет за счет комиссий, вознаграждение зависит от вида услуги и варьируется от 5 до 20%. Компания тратит около 1 млн рублей в месяц на интернет–рекламу и продвижение, чтобы находиться в топе поисковиков. Как отмечают эксперты, такой бюджет адекватен на этапе вывода нового продукта на рынок.
"В этом и есть смысл агрегатора. Мы вкладываем деньги в рекламу, а судовладельцы получают готовых клиентов без этих затрат", — объясняет Георгий Кожуховский.
Денежные потоки
Сайт пока не приносит прибыли, однако, по словам инвестора, видна положительная динамика. "Если в прошлом году в среднем в день у нас было пять заявок на аренду яхт в России и мире, то в мае нынешнего года — уже 50 заявок в день. Эта динамика говорит сама за себя. Если брать сегмент экскурсий, то за прошлый год продано около 18 тыс. билетов на водные экскурсии в Петербурге", — рассказал Аркадий Пекаревский.
Предсказать окупаемость проекта пока никто не может. Спектр предоставляемых услуг достаточно широк: от покупки одного билета на речной трамвайчик в Петербурге за 1000 рублей до недельной аренды яхты Serenity класса люкс в Дубае за 50 млн рублей. "Всего одна продажа может сразу окупить все вложения", — отмечает Георгий Кожуховский.
"Нужно понимать, что это стартап, мы только на практике нащупываем, начинаем понимать, что лучше работает, каковы реальные потребности людей. Исходя из этого вносим корректировки в сервис", — отмечает Аркадий Пекаревский. Так, уже сейчас компания планирует добавить сервис по продаже и обмену лодок, так как спрос именно на этот вид услуг растет.
Выход именно в сектор мобильных приложений — достаточно оправданный шаг со стороны инвестора, считает Валентин Макаров, президент НП "Руссофт". "Окупаемость и востребованность мобильного приложения зависят от массы факторов, но, как показывает практика, прибыль приносят приложения, работающие на международном рынке, а не только в пределах России", — отмечает эксперт.
Инвестор претендует на позицию глобального мирового агрегатора, предоставляющего максимально широкие услуги в сегменте водного транспорта. Пока такого на рынке нет. В сегменте аренды морских яхт работают крупные агентства, такие как Imperial, Burgess, Moran Yacht&Ship, Fraser. Более бюджетные варианты можно найти на airbnb.com и подобных сайтах.
"Аренда яхт — достаточно индивидуальный вид услуги, она не похожа, скажем, на аренду автомобиля. Здесь много тонких деталей и моментов, которые нужно уточнить, обговорить, учесть в момент бронирования, нужен персональный подход. Сомневаюсь, что это можно сделать через агрегатор. Однако он может стать отличной платформой для сравнения стоимости, для демонстрации ценового среза", — считает Сергей Акуленко, эксперт по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии.
Рынок перенасыщен
В Петербурге сегодня работает около 40 сайтов–агрегаторов, предоставляющих услуги покупки билета на экскурсию или аренды судна, отмечает Владимир Родионов, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов. По его словам, часть из них — это агрегаторы самих судовладельцев, часть — малый бизнес, "работающий из квартиры, где есть стол, стул и компьютер".
"В целом рынок агрегаторов уже перенасыщен. Существует несколько десятков подобных компаний, которые фактически предлагают одни и те же услуги, одни и те же водные маршруты, туры, экскурсии. Объем пассажиропотока через них невелик — порядка 20% от общего, поэтому многие судоходные компании так и не вышли в онлайн–продажи", — рассказывает исполнительный директор судоходной компании "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов.
Он считает, что новому игроку придется провести серьезную работу по совершенствованию технической платформы, в настоящий момент она существенно отстает от уже работающих на рынке.
По разным оценкам, российский онлайн–тревел–рынок оценивается в 700 млрд рублей. Это 2,1% мирового рынка, по данным Data Insight.