В 2018 году Технопарк Санкт–Петербурга дал старт принципиально новому формату городского события — технологическому фестивалю. Этим летом фестиваль MY.TECH соберет единомышленников на курорте "Игора". О том, какие сюрпризы ждут гостей фестиваля, рассказали организаторы и участники MY.TECH
Нужно все время держать руку на пульсе
Генеральный директор
Технопарка Санкт-Петербурга
Андрей Соколов
о том, зачем нужен фестиваль MY.TECH и чем он привлечет внимание участников.
Каким будет MY.TECH в этом году?
— Главное отличие фестиваля в этом году — отказ от общих тем и разговоров про будущее. Мы изучили отзывы участников и спикеров, сфокусировались на самых важных технологиях, уже сегодня меняющих мир во всех сферах жизни: от промышленного производства и транспортной инфраструктуры до досуга граждан нашего города и квартир, в которых мы живем. Такой подход отражает концепцию развития и деятельности технопарка — мы быстро реагируем на запросы наших резидентов и промышленных компаний, ускоряем реализацию их проектов на российском и международных рынках, делаем реальностью смелые и сложные инновационные разработки.
В чем специфика вашей концепции?
— Деятельность нашего технопарка не вписывается в общие модели, которые применяются и в России, и за рубежом. Обычно технопарк выступает в роли управляющей компании, которая сдает в аренду площади специализированным компаниям и организует мероприятия, которые запрашивают резиденты. Мы же — технопарк–коммуникатор, выявляем наиболее перспективные бизнес–модели и технологические разработки малого и среднего бизнеса, создаем и поддерживаем для них технологическую инфраструктуру и бизнес–сервисы, в результате ускоряем их развитие. Главный результат нашей деятельности — появление готовых к масштабированию технологических проектов — будущих чемпионов российской экономики.
В настоящее время в технопарке функционирует шесть структурных подразделений: бизнес-инкубатор "Ингрия", Центр прототипирования, Центр кластерного развития и региональные инжиниринговые центры в областях: радиоэлектроники, синтеза фармацевтических субстанций, информационной безопасности и ИТ. Поддержка, оказываемая технопарком перспективным технологическим компаниям и кластерным проектам, делится на два основных направления: "бизнес" и "промышленность".
По направлению "бизнес" мы сопровождаем проекты по созданию новых высокопроизводительных бизнесов и производств. Этим занимаются бизнес-инкубатор и Центр прототипирования. Ежегодно в рамках этого направления "сканируется" около 300 проектов и разработок. Воспользовавшись консультациями и технологической поддержкой, эти проекты проверяют свои бизнес-гипотезы, получают рабочую бизнес-модель и технологические процессы. Таким образом, компании попадают в "воронку" по развитию бизнеса. Часть из них уже становятся конкурентоспособными и прибыльными компаниями. Сегодня у нас в инкубаторе выживает 9 из 10 стартапов, тогда как стандартно, наоборот, 9 из 10 умирают по разным причинам и лишь один выходит на рынок. Причина успеха в том, что мы тщательно отбираем проекты на входе и занимаемся трекингом наших резидентов.
Другие проекты, нацеленные на сложные высокотехнологичные рынки (фармацевтика, радиоэлектроника), становятся клиентами направления "промышленность". По этому направлению Центр кластерного развития и региональные инжиниринговые центры (РИЦ) наполняют уже действующие и планируемые к запуску промышленные площадки Санкт–Петербурга высокопроизводительными производственными проектами.
Ежегодно в "воронку" проектов направления "промышленность» попадают около 50 малых и средних компаний и кластерных проектов. Здесь они повышают уровень инвестиционной и технологической готовности к открытию новых производств в периметре городской экономики. Как это работает? Например, любой резидент бизнес–инкубатора или участник кластера может разместить заказ на создание прототипа. Это может быть как примитивный прототип, для визуализации, так и высокотехнологичный. А для РИЦ основная задача — апробация технологий, которые потом могут применяться в промышленном масштабе, а также выпуск ограниченных партий продукции.
Какими разработками центров вы гордитесь?
— Примеров очень много. Например, мы делали часть экспонатов для "Музея неПравды", занимались визуализацией проектов с виртуальной и дополненной реальностью. Наша гордость — реинжиниринг российского робота Федора, который позволил уйти от использования проводов в самом уязвимом месте — суставах, где провода перетираются и теряется контакт. Много разработок связано с нейроинтерфейсами.
И все достижения технопарка будут представлены на фестивале MY.TECH?
— На фестивале мы представляем не только проекты технопарка. Это событие для наших резидентов и единомышленников из разных областей промышленности, бизнеса и науки. Вместе мы продемонстрируем, что передовые технологии и технологическое предпринимательство уже сейчас становятся доступны для большинства людей.
Технопарк — очень гибкая структура, которая постоянно трансформируется в ответ на запросы, которые ежедневно поступают к нам от технологического сообщества и бизнеса. Ведь все, что связано с технологиями, меняется очень быстро. Поэтому мы постоянно держим руку на пульсе, и такие мероприятия дают возможность точно определить, какие инновации будут востребованы обществом уже завтра.
Формат фестиваля предполагает много активностей, в том числе развлекательных.
— Не хочется заранее раскрывать все секреты — лучше увидеть все своими глазами. Фестиваль пройдет на площадке курорта "Игора", и у посетителей будет возможность в непринужденной загородной атмосфере узнать о трендах в мире технологий, подискутировать на горячие темы, найти возможности для своих проектов. Планируются мастер–классы и презентации инновационных решений. Гости фестиваля смогут сами убедиться, что многие технологии, о которых раньше писали в фантастических книгах, уже внедряются в нашу повседневную жизнь. Планируется уникальная образовательная зона, где абитуриенты и студенты смогут узнать о всех возможностях, предоставляемых ключевыми вузами города и образовательными проектами.
Кому будет интересен фестиваль?
— Благодаря поддержке от партнеров и площадки нам удалось сформировать на самом деле насыщенную программу, пригласить к участию успешные компании и интересных спикеров. В прошлом году первый технологический фестиваль посетило около 2 тыс. человек, в этом году мы ждем около 3 тыс. гостей.
Мы уверены, что фестиваль будет интересен широкому кругу лиц — от детей до взрослых профессионалов. Ведь то, как развиваются технологии и как меняется среда обитания, касается всех. Вход на фестиваль бесплатный и, судя по активной регистрации на сайте fest–my.tech, мероприятие будет удачным.
Тема инноваций — это ответ на вызов времени
Константин Лях, генеральный директор курорта "Игора":
"Курорт "Игора" впервые будет принимать технологический фестиваль MY.TECH, и мы очень рады, что столь масштабное, интересное и актуальное мероприятие пройдет на территории курорта. Тема инноваций и высокотехнологичных решений в самых разных сферах жизни — это ответ на вызов времени и необходимое условие для движения вперед — как в промышленной сфере, так и в области культуры и индустрии отдыха.
Я приглашаю всех желающих 8 июня посетить фестиваль MY.TECH на курорте "Игора". Инфраструктура курорта позволит всем гостям и участникам провести этот насыщенный день комфортно: секции и площадки фестиваля будут расположены в нескольких просторных конференц–залах и кинозале; будут экспозиции и на открытой площадке, а арена ледового дворца станет площадкой для крупных презентаций.
Курорт "Игора" неслучайно был выбран местом технологического фестиваля: сегодня он является одним из самых популярных курортов с развитой инфраструктурой, и тема инноваций нам тоже созвучна — мы регулярно вводим новые продукты, автоматизируем многие бизнес–процессы, в частности этой зимой ввели онлайн–систему ски–пассов.
Отличная инфраструктура позволила нам привлечь большую аудиторию IT–сектора. Так, в 2018 году мы провели 23 мероприятия для IT–компаний, а с начала этого года — уже 14. И мы готовы предлагать наши площадки не только для семинаров, презентаций, но и для таких активностей, как хакатоны, питчинги, IT–сессии. Для этого у нас есть все возможности. Пять конференц–залов позволяют единовременно разместить до 500 человек. Оборудование в конференц–залах постоянно обновляется. Кроме того, можно проводить мероприятия на 800 гостей на ледовой арене с использованием нового светодиодного экрана размером 7,6 х 4,6 м. Также существует прекрасная возможность подключения в выделенной сети Wi–Fi. Уникальное преимущество курорта еще и в том, что можно совмещать бизнес–мероприятия с активным отдыхом и релаксом. На курорте — различные возможности комфортного проживания (отель, коттеджи, апартаменты), несколько кафе и ресторанов с великолепной кухней, спа–комплекс, ледовый дворец, так что гостям удастся отдохнуть после брейнсторминга.
Мы смогли превратить наши отели из стартапа в масштабируемую бизнес–модель
Как технологии могут менять досуг и как выбирают место для отдыха миллениалы, рассказал коммерческий директор сети отелей "Точка на карте" Алексей Казьмин.
Одна из тем технологического фестиваля MY.TECH — "Как технологии меняют досуг". Как сегодня инновации и высокие технологии реализуются в сфере туризма?
— Несомненно, цифровизация уже прочно вошла в нашу жизнь, и отрасль туризма, досуга и отдыха не является исключением. Достаточно сказать, что, согласно последним исследованиям, 40% миллениалов выбирают место отдыха по тому, как часто оно упоминается и встречается в "Инстаграме".
Я не случайно делаю акцент именно на миллениалах, поскольку это сегодня самая активная аудитория потребителей туристических услуг, они открыты всем новым технологиям и предпочитают тратить деньги именно на путешествия и впечатления, а не копить на традиционные для предыдущего поколения ценности — дом, квартира, машина и т. д. И те туристические проекты, которые максимально ориентированы на новые тренды и технологии, на эту новую аудиторию, сегодня наиболее востребованы.
Отельный бизнес — один из наиболее демонстративных в этом плане, на этих кейсах легко показать внедрение инноваций и их прямое влияние на рост интереса аудитории. Так, сеть отелей "Точка на карте" — уникальный пример на туристическом рынке Северного Приладожья, он начинался, по сути, как стартап в классическом понимании этого термина и далее перерос в успешную масштабируемую бизнес–модель.
Ключевой характеристикой стартапа является эксклюзивность заложенной в нем идеи? Что принципиально инновационного принес потребителям проект "Точка на карте"?
— Во–первых, проект соответствует тенденциям экотуризма, и принципы бережного отношения к природе были заложены еще на уровне проектирования и строительства. Так, наш отель "Точка на карте. Приозерск" даже был удостоен премии "Петербург будущего 2019" именно за инновационную архитектуру. Это один из первых модульных отелей в России, модули производятся из экологичных материалов, не требуют при установке агрессивного вмешательства в почву и бережно, без ущерба для лесной зоны, вписаны в побережье реки Вуоксы.
Также в отеле "Точка на карте. Сортавала" соблюдены все принципы экологичного строительства, хотя там и не применяется модульная технология. Во–вторых, у нас уникальный фирменный стиль — это расположение на берегу озера или реки, в лесу, и абсолютно в каждом номере отеля — балкон или терраса с видом на озеро. Не секрет, что многие путешественники предпочитают «номер с панорамным видом», и еще на стадии разработки концепции отелей мы заложили эту идею, что номера с шикарными видами будут абсолютно у всех гостей.
Какие инновации в сфере досуга вы применяете сегодня и как это влияет на бизнес?
— Мы уделяем большое внимание так называемым дифференциаторам, то есть тем вещам, что делают бизнес уникальным, запоминающимся для клиентов. Мы предлагаем не только проживание в отеле, но также новый опыт, эмоции и впечатления — у нас активное партнерство с туроператором "Игора Тур", который организует авторские экскурсионные туры в Карелию с проживанием в наших отелях. При этом гость получает уникальные знания от опытных экскурсоводов и новые впечатления, поскольку мы проводим туры самой разной тематики — гастрономические, йога–туры.
Мы также активно сотрудничаем с центром активного отдыха "Терра Нордика", и, проживая в нашем отеле в Сортавале, гости могут освоить исторические маршруты на багги, квадроциклах, снегоходах с погружением в историю и культуру региона. Именно с комплексным продуктом «путешествия + впечатления» мы планируем выходить на новые маркетплейсы и организовывать новые варианты кросс–партнерства с другими участниками туристического рынка. Диверсификация досуга — это еще не все. Мы по максимуму диверсифицируем аудиторию и готовы предложить наши отели не только путешественникам, но и представителям самых разных отраслей бизнеса, в том числе и быстро растущего IT–сектора — как пространство для бизнес–встреч, хакатонов, питчингов. Комбинация таких факторов, как комфортное проживание, Wi–Fi на всей территории, удаленность от шумных мегаполисов, красивая природа, отличная кухня и множество вариантов активного досуга, делает наши отели идеальным местом для мероприятий любого формата.
Что касается влияния на бизнес, цифры говорят сами за себя. Если говорить о динамике роста турпотока, с января 2019 года свыше 7200 туристов выбрали наши отели для своего отдыха, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост турпотока составил почти 34%. Возросла и средняя продолжительность проживания. Все чаще путешественники останавливаются не только на выходные, а стремятся провести на природе больше времени — 2–5 дней.