По данным Банка России, к маю текущего года число банков и филиалов иногородних кредитных организаций, работающих в городе, за 2 года сократилось на треть — до 95. При этом количество точек обслуживания банков (кредитно–кассовые, доп– и оперофисы, оперкассы) за аналогичный период снизилось всего на 11% — с 1214 до 1077 отделений.
Особенности статистики
В цифрах есть немного лукавства: некоторые банки по одному фактическому адресу могут зарегистрировать разные типы внутренних структурных подразделений: и кредитно–кассовый (ККО), и дополнительный офисы (ДО). Это делается для соответствия требованиям ЦБ по разрешенным видам операций и для разделения потоков клиентов на физических и юридических лиц. И даже если фактическое число банковских офисов чуть меньше, чем по сведениям ЦБ, концентрация мест оказания банковских услуг в Петербурге все еще остается высокой: 4,9 офиса на 100 тыс. жителей против 4,6 в Москве. И в среднесрочной перспективе, по мнению банкиров, вряд ли банковские сети будут сокращаться: спрос на офисы растет одновременно с ростом числа банковских клиентов.
При этом незначительное за 2 года снижение количества отделений связано не столько с сокращением числа банков, сколько с постоянно проводимой банкирами оптимизацией собственной сети. Банки чутко реагируют на изменения клиентского спроса и перемещают офисы в места наибольшего скопления клиентов, чаще всего — к станциям метрополитена или в районы массовой жилой застройки. Часто банки объединяют офисы в один, переводя клиентов на обслуживание в новый и более просторный по площади.
Арендовать дешевле
Легкость, с которой отделения перемещаются, объясняется тем, что почти все помещения банки предпочитают брать в аренду.
"Аренда дает возможность в любой момент поменять локацию бизнеса в зависимости от спроса. Если говорить о собственности, то при необходимости смены локации недвижимость нужно продать, что не всегда можно сделать в моменте. Плюс потребуются дополнительные затраты на покупку другого помещения, пока прежнее находится в процессе реализации", — поясняет Мария Батталова, управляющий филиалом Абсолют Банка в Петербурге.
"Вопрос между арендой или собственностью лежит исключительно в плоскости экономики. Аренда подразумевает возможность оперативных изменений в структуре сети, меньшие единовременные капиталовложения, быстрые сроки окупаемости площадки, тогда как собственные площади — это долгосрочные вложения", — считает Олег Прокаев, директор розничного бизнеса филиала "Санкт–Петербургский" Альфа–Банка.
"Все зависит от самого офиса: если он в хорошем месте, то выгодно иметь его в собственности и не зависеть от арендодателя. В среднем офис окупает себя в течение 2 лет", — говорит Артем Окороков, вице–президент Промсвязьбанка.
Дистанционный банк
Большинство типовых банковских операций давно перешло в дистанционные каналы. С необходимостью похода в банковский офис клиенты сталкиваются теперь в исключительных и нетиповых ситуациях: когда нужно получить справку для консульства, открыть счет на ребенка или оформить ипотеку.
При этом часть операций, которые еще год назад были невозможны без личного посещения офиса банка, можно получить дистанционно.
"Только за последний год наши клиенты получили возможность онлайн оформить доверенность на управление своим счетом и продуктами на других клиентов, досрочно полностью или частично погасить кредит, получить новый график платежей и справку об отсутствии задолженности, заказать любые дебетовые и кредитные карты, а каждый пятый потребительский кредит сегодня уже выдается онлайн", — комментирует Дарина Хохлушина, заместитель директора Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу.
Введение биометрической идентификации, переход на которую в этом году анонсировал ЦБ, также значительно расширит количество типовых банковских операций, доступных онлайн.
ЦБ пока не делится статистикой, сколько жителей города прошли идентификацию, однако некоторые банки уже начинают внедрять услуги, основанные на биометрии. В городе появляются модифицированные банкоматы, снимать наличные в них можно с помощью голоса вместо традиционного введения ПИН–кода. Массовое использование биометрической технологии прогнозируется уже в следующем году.
"Биометрия поспособствует укреплению и развитию дистанционных каналов, но для начала необходимо собрать данные, а для этого необходим визит в отделение банка", — говорит Юрий Александров, замдиректора петербургского регионального филиала Россельхозбанка.
Рост дистанционных операций не скоро повлияет на количество банковских офисов. Как между собой шутят банкиры, современные технологии еще не научились предоставлять дистанционную услугу сейфинга по хранению ценностей.
“
Вероятность расширения сети отделений существует при обоснованной необходимости. Несмотря на то что число банковских операций в удаленных каналах обслуживания постоянно растет, количество клиентов в отделениях снижается, но незначительно. Это объясняется тем, что при проведении определенных банковских операций в ряде случаев личное присутствие клиента все еще необходимо. Кроме того, для многих клиентов банковский офис является способом получить личную профессиональную консультацию у банковского сотрудника.
Ольга Михайловская
коммерческий директор региона «Санкт– Петербург Юг» ЮниКредит Банка
“
С начала года в Петербурге мы открыли пять полноценных новых офисов, в том числе флагманский офис банка площадью 600 м2, с ипотечным центром и центром обслуживания малого и среднего бизнеса. Наша сеть отделений превысила 50 офисов. Сейчас мы рассматриваем возможность открытия офиса в Кронштадте, а в целом на перспективу до конца 2021 года планируем открыть в городе дополнительно еще 10 офисов. В российской практике были и есть специализированные банки, которые принципиально не открывают отделения. На мой взгляд, современному клиенту офисы, в которых он может общаться с живыми сотрудниками, а не с голосовыми помощниками, необходимы. И главное — атмосфера офиса, а не наличие в нем фонтанов или мраморных полов. В Петербурге есть места, где банковские отделения соседствуют друг с другом. Это не аномалии планирования, а оправданное расположение в местах с наибольшим клиентопотоком.
Михаил Иоффе
старший вице–президент, управляющий Северо– Западным филиалом банка «Открытие»