Нефтеперерабатывающие заводы и независимые АЗС продолжают нести убытки — дошло дело до продажи второй по величине топливной компании в Петербурге. Между тем Россия продолжает ссориться с Украиной — вводя новые ограничения. А мировой рынок остается чувствительным к торговым конфликтам.
Займут треть
Вопреки всем успокоительным заявлениям государственных деятелей, стоимость топлива все–таки дошла до "красных цен" — однако не в рамках всеохватной распродажи, а как раз наоборот. По данным Росстата, с 28 мая по 3 июня цены на автомобильный бензин выросли на 0,4%, на дизельное топливо — на 0,1%.
"ДП" рассказывал о публичном споре между Независимым топливным союзом (НТС) и вице–премьером Дмитрием Козаком — на предмет грядущего роста цен на заправках. 1 июля (день окончания договоренности между нефтяными компаниями и правительством о стабилизации рынка) еще не наступило, но "предсказания" НТС уже сбываются. В свою очередь ФАС заявляет о несоблюдении нефтяниками обязательств по поставкам бензина и ДТ на внутренний рынок в полном объеме (напомним, что это +2% к уровню 2017 года). От этого обвинения отмахивается "Роснефть" — аргументом об отсутствии поставок бензина на экспорт, "за исключением незначительных объемов, необходимых для снабжения собственной розничной сети в ближнем зарубежье".
Эксперты, рассуждая о состоянии российского рынка, по–прежнему напирают на главный тезис — отсутствие эффективных механизмов выравнивания ценовой конъюнктуры, что приводит НПЗ к значительным убыткам. С начала года потери нефтепереработки из–за поставок топлива на внутренний рынок вместо получения экспортного нетбэка могут оцениваться почти в 200 млрд рублей, говорит главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович: "Заметим, что в мае впервые в этом году демпфер мог справиться со своей задачей и уравновесить потери нефтяников от поставок на внутренние рынки. Однако данный эффект, по нашим оценкам, скорее имеет разовый характер и обусловлен фактором загрязнения поставок российской нефти по европейскому направлению. Вероятно, что, как только последствия загрязнения будут нейтрализованы, экспортная премия данных поставок снизится, а демпфер вновь не сможет работать эффективно".
По пути топлива в бензобаки автовладельцев на "последней остановке" страдают АЗС. Комфортным уровнем маржинальности для заправок считается 20%, однако сейчас это значение колеблется в диапазоне 7–12%.
По оценке знатоков рынка, убыточные НПЗ фактически перестали сдерживать цены, из–за чего стоимость нефтепродуктов поползла вверх. В свою очередь, АЗС снижают объемы закупок, что создает риск дефицита и толкает цены вверх. Тревогу вызывало и заявление Дмитрия Козака на прошедшем ПМЭФ о том, что соглашение с нефтяниками о заморозке цен после 1 июля продлевать не будут. "Несмотря на предположения представителей правительства о возможности отказа от сделки с нефтяниками в июле, "ручное управление" на данном рынке сохранится. В настоящих экономических условиях, когда потребительский спрос испытывает перманентное ухудшение, правительство вряд ли допустит очередной ценовой коллапс на топливном рынке. Также представители некоторых крупных нефтяных компаний заявляли ранее, что будут удерживать рост цен в рамках инфляции. Мы ожидаем, что даже в случае прекращения действия топливного соглашения цены данного рынка не продемонстрируют неконтролируемого взлета, а будут сдерживаться теми или иными методами "ручного управления", — добавляет Антон Покатович.
На этом фоне появилась информация о покупке "Роснефтью" Петербургской топливной компании (ПТК). По данным Нефтяного клуба Санкт–Петербурга, ПТК занимает 17% рынка АЗС в Петербурге, а "Роснефть" — 10%. Соответственно, с приобретением компании "Роснефть" может занять треть рынка, опередив нынешнего лидера — "ЛУКОЙЛ" (24%). На вопрос "ДП" о причинах и условиях продажи в ПТК отвечать отказались.
Неуживчивые соседи
С 1 июня в России действует ограничение на экспорт на Украину ряда товаров, в том числе нефти и нефтепродуктов, — чтобы поставлять их соседям, придется брать разрешения. Это ответный жест на "санкционную войну" со стороны Киева. Как упоминают открытые источники, с июня объемы ДТ и сжиженного газа обрезаны на 30–50%. "Как грузили топливо на Украину, так и будут продолжать это делать, — считает генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков. — Сменился лишь регулятор, управляющий потоками. Ранее эту функцию исполняла таможенная служба России, а распоряжением правительства она с 2019 года отнесена к министерству экономического развития. Масштаб украинского экспорта не столь значителен, чтобы каким–либо образом повлиять на баланс внутреннего российского рынка".
На соседнем белорусском фронте — все та же "Дружба". Напомним, что к 10 июня в Россию должна была вернуться загрязненная нефть в объеме 1,2 млн т, однако пока известно о 450 тыс. т, которые "Белнефтехим" выкачал обратно российским поставщикам. До конца месяца планируется перекачивать 65 тыс. т нефти ежесуточно. С правительственных трибун заявляют, что конфликт почти исчерпан и произошедшее никак не скажется на российской репутации. А глава МинэнергоАлександр Новак предложил покупателям "грязной российской нефти" компенсацию: "Тот объем, который остался у покупателя, — по нему будут предложены коммерчески выгодные условия, с тем чтобы компенсировать часть ущерба, который понесли наши контрагенты".
В ожидании соглашения
На нефть по–прежнему давят и мировые торговые войны. После заявления президента США Дональда Трампа о вводе 10%–ной пошлины на товары, ввозимые из Мексики, началось стремительное снижение котировок. К 5 июня цена Brent показала полугодовой минимум, опустившись ниже $60.
Как говорит заместитель руководителя Информационно–аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова, обвал цен был ожидаемым: "С января и почти до конца мая нефть непрерывно дорожала, к концу второй декады мая нефть Brent подорожала по сравнению с началом января более чем на 30%. Коррекция была неизбежной. Торговый конфликт между США и Китаем был одним из факторов риска для цены на нефть, и в мае этот фактор сработал в полной мере".
Однако стороны сумели договориться. Кроме того, рынок поддержало выступление Саудовской Аравии о необходимости продлить соглашение с ОПЕК.
Это же мнение поддерживают и в России — министр финансов Антон Силуанов предупредил, что отказ от ограничения нефтедобычи может привести к обвалу цен до $30 / барр. Вся надежда игроков — на сдерживание добычи нефти.
"Восстановление цены на уровне $70 возможно, если соглашение "ОПЕК+" будет продлено на второе полугодие. С высокой вероятностью оно будет продлено, однако, если торговая война США и Китая выйдет на новый виток эскалации, это будет серьезно тормозить рост цен на нефть", — считает Наталья Мильчакова.