Эпический размах главного отечественного предприятия в Год театра таков, что в один обзор не уложится. Разделим–ка петербургскую часть второй российской Театральной олимпиады (напомним, первая проходила в 2001 году в Москве, а нынешняя охватывает еще и Японию с Дальним Востоком) на четыре главы: июнь, июль, сентябрь и октябрь. И вздохнем с некоторым неудовольствием. Вообще–то отдельного разбора (а то и панегирика) достоин каждый спектакль программы.
Первую главу олимпийского "романа" можно было бы целиком посвятить его открытию. 15 июня площадь Островского вместит в себя восемь уличных представлений, и каждое из них — мечта вечного ребенка. С 17:00 лучше всего группироваться у главного входа в Российскую национальную библиотеку, то бишь Публичку. Знатный польский Teatr KTO именно здесь разыграет пантомиму Peregrinus — забавную, печальную и жизнеутверждающую хронику одного дня из жизни офисных работников, от надевания одинаковых серых костюмов утром до снятия голов–масок вечером (старое утомленное лицо Томаса Стернза Элиота, вдохновившего артистов, одно на всех). Напротив обоснуется московский театр "Огненные люди" с шоу "Цветочный корабль". С другой стороны Екатерининского сада московский же театр "Эскизы в пространстве" и петербургские "Странствующие куклы господина Пэжо" устроят карнавальное шествие с ростовыми тростевыми куклами и масками — смешными и не очень.
В 18:15 начнется основная программа общедоступного вечера. Подчеркнем: вход на площадь бесплатный, лишь бы поместились все желающие. Слева от Александринского театра французы Trans Express Company покажут своего знаменитого "Мобильного человека": представьте себе детский мобиль, какие вешают над колясками и колыбельками, только на 40–метровом кране, вместо игрушек — барабанщики–гимнасты, а вместо нечленораздельного мелькания звуков и красок — ясный гуманистический месседж. В 19:05, после всех официальных речей, там же, сбоку, немецкий театр Titanick устроит соревнование стимпанковских летательных аппаратов Firebirds. Эти фантазийные машины никуда, конечно, не полетят: к одной присобачен торшер, столик с бархатной скатертью и бутылка коньяка. У второго пилота на запятках примостился "заяц". Третий запутался в карте и требует помощи зрителей. Весь этот кавардак "озвучивают" французы Fanfare Le S.N.O.B. — группа медных духовиков–жонглеров, обмотанных тубами (да–да, это надо видеть).
В 20:05 прямо перед Александринским театром испанцы Gajes устроят столь же мобильную, но еще более юмористическую клоунаду на тему возвращения Одиссея. А вот в 21:20 их сменят машины пострашней: аппараты, в которых "живут" гимнасты нидерландской труппы Close–Act, напоминают разом и "Пятый элемент", и "Матрицу". В спектакле Malaya бродит Дива Лагуна на ходулях, под зловещий блокбастерный саундтрек на нее нападают Некто с огненным серпом и летучие птеродактили, хеппи–энд обеспечивают гигантские феи–бабочки.
После открытия Театральной олимпиады большая просьба не расслабляться: впереди еще много нового цирка, пантомимы и современного танца. Уже 16 и 17 июня в Александринском театре покажут новый спектакль внучки Чаплина, Виктории Тьере–Чаплин, "Колокольчики и заклинания". Протеже Чеховского фестиваля — пластическая фантасмагория о клептоманке, в доме которой оживают украденные ею вешалки, стулья и платья. 18 и 19 июня в Мюзик–холле — легендарная "Донка.Послание Чехову" Даниэле Финци Паска, с которой (а вовсе не с Туринской или Сочинской Олимпиады) началась волна сентиментально–страстного обожания режиссера и его "театра ласки" в России.
Сюрреалистическая лирика в этом спектакле 2010 года наименее коммерчески выверена, цирковые номера — наиболее оправданы сновидческим устройством формы, признания в любви к Чехову, его героям и его рыболовным привычкам — ненавязчивы и искренни.
21 и 22 июня в "Балтийском доме" снова новый цирк. Прославленная канадская труппа "7 пальцев" привозит "Сны Босха", созданные — ни много ни мало — по просьбе Фонда Иеронима Босха к 500–летию со дня смерти художника. "Сад земных наслаждений" — идеальная тема для акробатических эссе.
22 и 23 июня в Александринском театре — очередные посланцы Чеховского фестиваля, тайваньский театр танца Cloud Gate со спектаклем Ли Хвай–Мина "Формоза" про открытие Тайваня португальцами.
28–30 июня в Artplay едут собственные гости Олимпиады, танцевальная труппа из Антверпена FC Bergman с сайт–специфическим спектаклем "Земля Нод", действие которого разворачивается в закрытом музее вокруг картины Рубенса "Прободение ребра Спасителя" (полотну, заметим, не поздоровится).
И только 29–30 июня в Александринском театре наступит черед драмы: "Трагедия мстителя" — первая постановка Деклана Доннеллана на итальянском языке для театра Пикколо ди Милано, пьеса драматурга начала XVII века Томаса Мидлтона о придворных интригах современной ему Италии, переведенная режиссером в современный — уже для нас с вами — контекст.