Вместо инвестора по схеме ГЧП для строительства трамвая в Кудрово планируют привлечь ГУП "Горэлектротранс".
Работать над проектом прокладки трамвайной линии в Кудрово чиновники начали почти год назад, в августе 2018 года. Главным в этом проекте, который свяжет два региона, выступает АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленобласти", учрежденная правительствами РФ, Петербурга и Ленобласти.
Сейчас Дирекция разрабатывает технико–экономическое обоснование реализации проекта. Как сообщили "ДП" в пресс–службе ведомства, трамвайную линию предполагается построить от станции метро "Улица Дыбенко" до деревни Новосаратовки с трамвайным путепроводом на пересечении с путями Октябрьской железной дороги. Весь проект разбит на два этапа: первый — строительство линии от метро "Улица Дыбенко" по территории Кудрово до перспективной станции метро "Кудрово", второй — продолжение трамвайной линии по территории Кудрово до деревни Новосаратовки.
При этом вице–губернатор Петербурга Эдуард Батанов отмечает, что всерьез сейчас можно говорить только о части трамвайной линии до Кудрово.
"Пока мы обсуждаем маршрут только до Кудрово, а дальше думаем насчет депо. Продлить трамвайную линию до Новосаратовки — это пока только идея, она не воплощена в проект. Но мы вышли на режим активного обсуждения, в том числе с федералами", — прокомментировал Батанов.
Чиновник также отметил, что обсуждается два варианта начальной точки ветки трамвая: от метро "Улица Дыбенко" и от "Проспекта Большевиков". Батанову "Большевиков" видится интереснее.
ГЭТ вместо ГЧП
Изначально предполагалось, что реализовывать проект будут в рамках государственно–частного партнерства (ГЧП), в котором со стороны государства примут участие правительства Петербурга и Ленинградской области. Но сейчас для минимизации затрат власти рассматривают возможность реализации проекта с участием ГУП "Горэлектротранс" как опытного оператора трамвайной линии.
"Обсуждалось, подключать ли к проекту концессионера или лучше использовать силы "Горэлектротранса". Ленобласть и АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленобласти" пришли к выводу, что гораздо дешевле использовать услуги ГЭТ, и мы им то же самое предложили. Не нужно строить депо, и мы можем использовать действующие собственные пути", — пояснил "ДП" директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Василий Остряков.
Чтобы обслуживать трамвайную сеть, нужно иметь много разных служб: пути, аварийно–восстановительную, энергохозяйственную и другие. "Горэлектротрансу" достаточно будет просто нарастить эти службы, а не создавать заново.
"Использование существующей городской инфраструктуры позволит значительно сократить расходы на строительство и эксплуатацию, что делает участие концессионера в проекте нецелесообразным. Но проработки на сегодняшний день еще ведутся, впереди юридическая и финансовая части ТЭО и принятие окончательных решений по проекту в отношении планировочных решений, участников проекта и структуры его финансирования", — уточнили в Дирекции по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленобласти.
В "Горэлектротрансе" посчитали, что если строительство трамвайной линии возьмут на себя Петербург и Ленобласть, то ГУП сможет приобрести подвижной состав на свои средства и он у них окупится.
"Для ветки в Кудрово потребуется 11 машин. Сейчас они стоят порядка 100 млн рублей за единицу, к моменту запуска маршрута в Кудрово они будут стоить 120 млн рублей. Получается 1,3–1,4 млрд рублей. Строительство самой ветки оценивается примерно в 4 млрд рублей, общие затраты — около 5,5 млрд рублей", — рассказал Остряков.
Он также отметил, что ГЭТ очень интересно направление в Кудрово. Пассажиропоток здесь большой, а линия не такая уж и длинная.
Учитывая, что "Горэлектротранс" потерял существенный пассажиропоток и прибыль, лишившись маршрутов в Красногвардейском районе из–за скоростного трамвая "Чижик", можно предположить, что кудровская ветка станет некой компенсацией перевозчику.
Как ранее писал "ДП", "Чижик" забрал у городских трамваев 10% всех пассажиров.
Эдуард Батанов полагает, что в первую очередь нужно разобраться с рельсами, а потом уже думать о подвижном составе. "Состав все–таки должен ездить по рельсам, поэтому в первую очередь рельсы–шпалы, а потом уже поезд запоздалый", — прокомментировал чиновник.
Дайте денег
По словам Батанова, "трамвайная история" не слишком дорогая, и проект очень реальный, но есть много вопросов. "Самое сложное — деньги, и у нас, и у Ленобласти. Будем просить федеральное софинансирование", — заявил чиновник, не уточнив конкретную сумму.
На встрече врио губернатора Александра Беглова с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом в рамках ПМЭФ–2019 трамвай в Кудрово обсуждался, однако без какой–либо конкретики.
О позиции федерального центра пока говорить сложно, однако до 15 июля в Минтрансе РФ от Петербурга и Ленобласти ждут предложения по строительству трамвайной линии в Кудрово. На сегодняшний день срок реализации проекта, указанный в объединенной комплексной транспортной схеме Петербурга и Ленобласти, определен как 2022 год. Вице–губернатор Батанов четкие сроки не называет, отмечая, что власти приложат все усилия к скорейшему началу строительных работ.
Не трамвай в область
Точная трассировка трамвая пока неизвестна. Исходя из документации на разработку технико–экономического обоснования, которой занимается АО "Институт "Стройпроект", трамвайная линия пройдет через южные и северные районы Кудрово, включая район Новый Оккервиль.
В Концепции развития транспортной системы Санкт–Петербурга до 2038 года обозначено, что ветка трамвая частично пройдет по Ленинградской ул. в Кудрово, зайдет в жилые кварталы и остановится у Мурманского шоссе. При этом, по словам директора "Горэлектротранса", было три варианта трассировки, и власти остановились на ул. Подвойского. Связь Петербурга и Кудрово по ул. Подвойского предусмотрена и в обновленном генплане Заневского городского поселения, куда входит Кудрово.
"Трамвай в Кудрово — это не трамвай в Ленобласть, он будет решать задачи Петербурга, подхватывать несколько кварталов. Поэтому это не история Ленобласти, это история нашей жизни", — говорит Эдуард Батанов.
При этом сама Ленобласть проект не сильно приветствует: вместо пробивки ул. Подвойского, которую давно просят жители Кудрово, городские власти предлагают пустить по узким улицам трамвай. Он "пойдет по окнам второго этажа", недовольно отмечает один из областных чиновников, близких к проекту.
К тому же в 2025 году в Кудрово может появиться своя станция метрополитена, на строительство которой два субъекта попросят федеральное софинансирование. В мае 2019 года глава Ленобласти Александр Дрозденко заявлял, что петербургскому метрополитену в Кудрово выделят 100 га, где заодно разместят и депо.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин проблемы в узких улицах не видит, отмечая, что думать в первую очередь нужно об общественном транспорте, а не об автовладельцах.
"Вариант с выделенной линией для трамвая с приоритетом на перекрестках был бы неплохим решением. Уверен, многие бы отдавали предпочтение именно трамвайной линии, при ее наличии, а не метро", — говорит эксперт. Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев считает, что при высокой плотности застройки в Кудрово трамвай может быть эффективным решением. Нужен он или нет, можно сказать только на основании результатов транспортной модели, в которой должно быть учтено планируемое продление линии метро. То же самое можно сказать и о продолжении ветки до Новосаратовки.
По рельсам на автобусе
Тем временем власти Ленобласти сейчас ведут активные переговоры с Северо–Западной пригородной пассажирской компанией по организации перевозок из Кудрово до Ладожского вокзала по старой и мало задействованной ж.–д. ветке. Вдоль нее планируется обустроить несколько платформ и пустить рельсовые автобусы (автобусы, переоборудованные для движения по железной дороге), которые будут доезжать до вокзала за 12 минут.
В сутки будет курсировать 20 пар поездов, а перспективный суточный пассажиропоток оценивается в 3500 человек.
Для запуска этого проекта, который может стать альтернативой трамваю в Кудрово, потребуется вложить 5 млрд рублей в реконструкцию пути общего пользования на участке Заневский Пост II — Нева.