Брокеры задумались, как уберечь новичков от рыночных рисков.
Еще 5 лет назад на Московскую биржу приходило по 50–100 тыс. новых розничных инвесторов в год. Но в 2017 году приток ускорился до 250 тыс. человек, а в 2018–м произошел лавинообразный рост до 700 тыс. В текущем году биржа регистрирует уже по 100 тыс. новых счетов в месяц, рассказала на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Анна Кузнецова, управляющий директор по фондовому рынку ПАО "Московская биржа".
Новые каналы
По словам Анны Кузнецовой, 75–80% счетов открывают клиенты банков, а не брокерских компаний. Раньше, наоборот, примерно 35% новых людей на биржу приводили банки, а 65% — брокеры.
Причем основной поток банковских подключений идет через цифровые каналы — новые инвесторы не приходят в офисы, чтобы открыть брокерский счет и завести деньги на биржу, они делают это удаленно.
Юрий Денисов, председатель правления ПАО "Московская биржа", уточнил, что 70% новых счетов открывается через удаленный доступ. По его словам, именно диджитализация является первой и главной причиной всплеска интереса частных инвесторов к бирже. Другая причина — налоговые льготы, особенно связанные с индивидуальными инвестиционными счетами (ИИС). Уже открыто более 800 тыс. ИИС, и к концу года на бирже ожидают 1 млн ИИС, открытых за 5 лет с момента появления этого вида счетов.
Третьей причиной прихода граждан на биржу Юрий Денисов назвал продолжающееся 5 лет снижение ставок по депозитам, которое подталкивает людей искать более выгодные способы размещения своих денег. Он напомнил, что на депозитах населения в банках хранится 28 трлн рублей.
Эти деньги, впрочем, уже многие годы не дают покоя брокерам и биржевикам, однако до сих пор им не удавалось придумать, как превратить вкладчиков в инвесторов. Этой проблемой озадачен также и финансовый регулятор.
"Наш подход к вкладам очень прагматичен: мы исходим из того, что вклады — это подушка безопасности. Она должна быть минимально рискованна и максимально ликвидна. Но, с другой стороны, иметь слишком большую подушку — это так называемый opportunity cost, упущенные возможности. Абсолютно рациональны те физические лица, которые выходят в своих сбережениях за пределы подушки безопасности, ищут правильную доходность", — отметил на ПМЭФ Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России.
Похоже, что после многолетних усилий, когда к убеждению вкладчиков подключились уже и сами банки, лед наконец тронулся.
Оливер Хьюз, председатель правления АО "Тинькофф Банк", рассказал, что из 9 млн клиентов банка полмиллиона уже пришли на "Тинькофф–Инвестиции" (сервис по покупке ценных бумаг и валюты). По словам Хьюза, примерно из 700 тыс. новых розничных инвесторов, которые пришли в прошлом году на биржу, почти половину привел Тинькофф Банк.
"Мы верим, что этот тренд усилится, что это только начало, — заявил Оливер Хьюз. — Ждем много миллионов розничных инвесторов на российском рынке. Это произойдет из–за технологических изменений, изменений регулирования, снижения ставок по депозитам".
К технологическим изменениям банкир отнес появление IT–платформ, упрощающих открытие брокерских счетов, внесение денег на них и заключение сделок через мобильное приложение. Доступ инвесторов на биржу Тинькофф Банк облегчил также и тем, что снизил практически до нуля порог входа: начать торговать ценными бумагами могут люди, имеющие деньги на покупку хотя бы одного биржевого лота. Получив опыт, они начинают увеличивать свой тикет.
Сергей Швецов похвалил банки за демократизацию выхода на биржу, то есть за низкий порог входа и тарифы комиссионных, а также за то, что они "отошли от парадигмы защиты клиента от каких–либо других возможностей" и предлагают ему биржевые инструменты. "Депозиты, которые сегодня занимают основное место в сбережениях граждан, потихоньку должны делиться с фондовым рынком, с рынком капитала. Это здоровая тенденция", — сказал он.
По мнению Сергея Швецова, поменять отношение к вкладчикам банкам помогла хорошая конъюнктура мирового сырьевого рынка, благодаря которой в российской банковской системе сформировался профицит ликвидности.
Ограничение рисков
Одним из лидеров по числу открываемых брокерских счетов и одновременно крупнейшим держателем вкладов населения является Сбербанк.
Андрей Шеметов, руководитель департамента глобальных рынков АО "Сбербанк КИБ", рассказал, что Сбербанк заметил тренд повышения интереса вкладчиков к альтернативным финансовым инструментам и активно стал выводить их на биржу примерно 2 года назад, но при этом до сих пор не вышел в массовые каналы продаж инвестиционных продуктов, потому что осознает свою социальную ответственность. По мнению Андрея Шеметова, слишком агрессивная реклама паевых инвестиционных фондов (ПИФов), которую можно было наблюдать около двух десятков лет назад, привела к тому, что многие инвесторы потом были разочарованы их доходностью.
"Финансисты подорвали доверие населения, и ПИФы по–хорошему так и не заработали", — констатировал Андрей Шеметов.
По его словам, Сбербанк также не хотел бы увидеть у себя десяток миллионов дей–трейдеров (краткосрочных спекулянтов, закрывающих открытые сделки в течение одного дня. Большинство таких спекулянтов торгует в убыток. — Ред.). "Акцент мы делаем на продвижении не активного трейдинга, а простых инструментов, таких как облигации, причем с защитой капитала. Наша стратегическая цель — это 5 млн клиентов, которые делают один трейд в год", — заявил банкир.
По его оценке, количество счетов физических лиц на бирже может удвоиться или утроиться за год–два.
"Доверие — это коллективная ответственность финансовых посредников и Центробанка", — подчеркнул Сергей Швецов.
Он напомнил, что с 2013 года, когда ЦБ стал финансовым мегарегулятором, количество лицензий финансовых посредников уполовинилось. "Но это была вынужденная мера, потому что слабый посредник порождает проблемы для инвестора", — уверен он.
Оливер Хьюз заметил, что банк должен защищать людей, приходящих на биржу, не только в регуляторной логике, то есть под давлением Банка России, но и в коммерческой.
"Если мы будем небережно с ними работать, они перестанут быть нашими вкладчиками, — пояснил банкир. — Подавляющее число наших клиентов не были инвесторами раньше, то есть это синий океан. Они имеют склонность вначале инвестировать в акции".
Впрочем, как отметил Оливер Хьюз, номером один в предпочтениях новых инвесторов все–таки является американский доллар.
Но в дальнейшем новички диверсифицируют свои вложения, покупая облигации, паи биржевых фондов и структурированные продукты.
У биржи несколько другие данные о предпочтениях физлиц. По словам Юрия Денисова, три из четырех частных инвесторов на Московской бирже вкладывают деньги в облигации. Но затем их интерес сдвигается в сторону акций с большими дивидендами. На рынке акций влияние инвесторов — физических лиц очень заметно: их доля в биржевом обороте достигает 35%, отметил глава Московской биржи.