Причина, понятно, не только в климатических особенностях, но и в жесткой зарегламентированности нормативной базы. Получить необходимые разрешения на строительство в акватории крайне сложно. При этом в любом приморском и речном город Европы можно наблюдать огромное количество плавучих домов (дебаркадеров), в которых живут люди, работают рестораны и мини–отели. В Петербурге, более 10% общей площади которого занимает водная гладь, подобных проектов единицы, и к успешным их отнести нельзя. Жилые дома большей частью скрываются в яхт–клубах.
Маломерное несамоходное судно
Дебаркадер — это сооружение, оборудованное для жилья или временного пребывания на прочном и устойчивом понтоне–платформе. Плавучий дом не считается недвижимостью, не имеет адреса и классифицируется как маломерное несамоходное судно, которое транспортируют на буксире и швартуют к берегу. Дома на воде получили распространение в европейских странах, где не бывает суровых зим и высоки налоги на недвижимость. Они могут работать автономно (со своим генератором, системой водоснабжения, вентиляции и канализации) или подключаться к центральным коммуникациям города.
В Амстердаме и Париже, например, распространение плавучих домов объясняется историческими предпосылками. "Такой тип строений изначально был включен в парадигму развития городского пространства. Способствовали этому и европейский более мягкий климат, и значительная плотность населения и застройки в городах. На воду люди ушли во многом из–за нехватки места на земле. Сейчас же это дань традиции и во многом средство экономии. К примеру, во Франции плавучее жилье налогом на недвижимость не облагается", — говорит Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН.
Примеры плавучих гостиниц в мире есть, и они привлекают потребителей, заинтересованных в размещении нестандартного формата по более низкой цене.
"Плавучий объект не идеален с точки зрения гостиничного размещения: в нем сложно обеспечить комфортные условия проживания, соответствующие требованиям современного гостя, особенно вызывает сомнения возможность обеспечить комфорт в климатических условиях Петербурга. Безусловно, плавучая гостиница — это неформатный объект, который не подойдет для неспециализированных, традиционных операторов. И хотя в мире существует ряд специализированных операторов, занимающихся управлением подобными объектами, в России они не представлены и интереса к стране пока не проявляли. Для привлечения пула лояльных клиентов плавучие гостиницы должны располагаться вблизи центра города и туристических точек притяжения", — комментирует Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
Разрушают сложившийся образ
В начале 2000–х годов в Петербурге и Москве появилось несколько проектов, предполагающих освоение акваторий городских водоемов за счет развития коммерческой и жилой недвижимости на дебаркадерах. Рассматривалось предложение разместить целую сеть плавучих отелей по берегам Невы, Средней и даже Малой Невки. В качестве пилотного выступал проект в районе Дворцовой набережной. Все проекты были сделаны с учетом окружающей среды и были объектами с отражающими покрытиями. Были также и иные предложения, однако в большинстве случаев все они не были приняты, потому что разрушали образ сложившейся части города. Поэтому ни один из этих проектов так реализован и не был.
Мобилен — значит уязвим
Идея жилья на воде давно интересует жителей Петербурга, у нас даже появилось несколько домов на дебаркадерах, но консолидированного строительства на воде не ведется.
"Не раз петербуржцы обращали внимание на европейскую практику, где этот вопрос поставлен на поток, однако в России основная проблема подобных проектов — невозможность подключения к сетям. К тому же выдавать ипотеку на такой объект недвижимости возможно только при условии дорогого страхования. Дом на воде мобилен, а значит — больше уязвим с точки зрения безопасности, также не очень понятна скорость его разрушения, сложно предсказать расходы на амортизацию. Банкам история видится рискованной. Однако если такие объекты интересны потенциальному покупателю, то, значит, продукт ликвиден", — полагает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
По мнению Игоря Кокорева, руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, развитию необычных типов жилой недвижимости препятствуют высокий уровень зарегулированности рынка и природные условия: "Для плавучих домов помимо правовых вопросов и отсутствия выделенных мест в городе препятствием могут быть лед и ледоход, наводнения".
Однако использовать потенциал набережных по размещению объектов, не связанных напрямую с судоходством, можно и нужно. "Городу следует решить, какие набережные следует оставить максимально свободными, а на каких разрешить более активное использование пространства. Исторические города Европы, обладающие судоходными водными артериями, активно используют набережные для размещения дебаркадеров жилого и коммерческого назначения, но данное использование должно быть четко регламентировано", — добавляет эксперт.
В 2010 году ГК "БестЪ" предложила сделать парковки на плавучих конструкциях с архитектурно оформленной наружной частью и разместить их на реках и каналах Петербурга. Эксперты компании также ссылались на опыт иностранных приморских городов, где недвижимость дорогая и вопрос парковок стоит ребром. Однако и этот проект не состоялся — по решению КГИОП.