АО "Завод "Измеритель" обратилось в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти с заявлением о своей несостоятельности. Размер задолженности, как следует из картотеки арбитражных дел (КАД), составил 336,5 млн рублей, активы — 103,3 млн рублей. ПАО "Энергомашбанк" и ООО "Стройинвест" заявили ходатайство о включении в реестр кредиторов, но размер их требований в КАД не указан. Арбитраж признал заявление "Измерителя" обоснованным и ввел в отношении предприятия наблюдение на 6 месяцев.
По статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), заявление о самостоятельном банкротстве должники подают менее чем в 10% случаев. Основная доля приходится на заявления кредиторов (75%) и ФНС (15%). Как отмечает партнер юридической фирмы "Лигал Студио" Денис Шестаков, в промышленности объявления о собственном банкротстве явление еще более редкое. Тем более с учетом того, что доля промышленных предприятий, в отношении которых возбуждались дела о банкротстве, в 2017–2018 годах составляла около 11% в общей структуре банкротств.
"Полагаю, что задолженность, послужившая толчком к обращению с заявлением о банкротстве, сформировалась перед ПАО "Энергомашбанк". Для обращения с заявлением о признании должника банкротом банку не требуется вступивший в силу судебный акт о взыскании просроченной задолженности. Достаточно опубликовать намерение о подаче заявления о банкротстве", — говорит Денис Шестаков. Такая публикация была размещена на Федресурсе 19 марта этого года, а уже через 2 дня "Измеритель" сам обратился с заявлением о своем банкротстве (его предварительное уведомление было размещено в феврале этого года). Такими действиями, как полагает партнер "Лигал Студио", руководство завода могло преследовать как минимум две цели: "Во–первых, перехватить инициативу в возбуждении дела и получить некоторые преференции — к примеру, в таком случае больше шансов, что завод получит независимого арбитражного управляющего. Во–вторых, исполнив установленную законом обязанность по своевременному заявлению о признании своей компании банкротом, ее руководители сокращают риск привлечения себя к субсидиарной ответственности".
АО "Завод "Измеритель", основанное в 1928 году как предприятие по производству радиодеталей и радиоаппаратуры, сейчас является производителем приборов контроля герметичности — течеискателей. По данным СПАРК, выручка компании в 2017 году составила 308 млн рублей. Завод активно участвует в госзакупках: в 2016 году им было заключено семь контрактов на 12,5 млн рублей, в 2017–м — 12 на 22,7 млн рублей, в прошлом году — два на 2,9 млн рублей. Среди контрагентов "Измерителя" — АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", АО "Концерн ВКО "Алмаз–Антей", АО "Ракетно–космический центр "Прогресс" и другие.
Завод "Измеритель" ("ДП" попросил его ответить на несколько вопросов) ответил только на один: есть ли шансы у завода восстановить свою финансовую состоятельность и избежать банкротства? "Шанс есть!" — откликнулось предприятие. По оценке Дениса Шестакова, в долгосрочной перспективе выгоды от банкротства (мораторий на начисление неустойки и иные финансовые санкции, ослабление нагрузки, связанной с действиями кредиторов по взысканию задолженности, и т. д.) не сработают. "Как только кредиторы узнают о банкротстве, они спешат включить свои требования в реестр, банки прекращают выдачу не только кредитов, но и банковских гарантий, без которых невозможно участвовать в серьезных конкурсах на право заключения контрактов, да и само наличие дела о банкротстве является препятствием к участию в конкурсах, а порой и препятствием к получению причитающихся средств по итогам исполнения контрактов", — поясняет юрист.
Добавим, что учредителем завода является АО "Научно–исследовательский проектно–конструкторский и технологический аккумуляторный институт "Источник", которое весной этого года также обратилось в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти с заявлением о собственном банкротстве. По данным КАД, размер задолженности составляет 1,455 млрд рублей. Арбитраж ввел в отношении "Источника" такую же процедуру банкротства — наблюдение.