В России экоинициатива может потерпеть крах из–за наличия дешевого природного газа — альтернативы дорогостоящему биологическому топливу.
Специалисты Valio совместно с научными центрами Финляндии приступили к работе по сокращению углеродного следа производства сырого молока. От него планируется полностью избавиться к 2035 году.
Проект предусматривает создание биотоплива из отходов жизнедеятельности животных. Он может быть внедрен и в России. "Valio проводит оценку возможностей сокращения углеродного следа сырого молока в России и планирует анонсировать проект, когда будет достигнута определенность", — сообщили в компании.
Valio занимается производством молочной продукции по контрактной схеме на заводах "Галактика" в Ленинградской области, "Эрманн" и "Кохмайстер РУС" в Подмосковье, "Аллгой" и "Экомилк" в Москве, на комбинатах Псковской, Рязанской и Тверской областей. Концерн также ввозит из Финляндии в Россию продукцию, не попавшую под продуктовое эмбарго, например овсяное молоко и мороженое.
Оборот Valio Group составил 1,7 млрд евро в 2018 году (плюс 1,5% по сравнению с 2017 годом). Операции концерна за пределами Финляндии принесли производителю 39% выручки. "Рост Valio продолжался, особенно в Швеции, Прибалтике, России и Китае. В 2018 году наш оборот в Швеции вырос на 10% благодаря продуктам с добавленной стоимостью, таким как продукты без лактозы. Рост оборота на китайском рынке был значительным, но Valio остается неизвестным брендом в Китае, и требуется время, чтобы завоевать признание", — говорит генеральный директор Valio Group Анникка Хурме.
Использование отходов жизнедеятельности крупного рогатого скота, свиного навоза и птичьего помета с энергетической точки зрения выгодно хозяйствам в Европе, комментирует Ольга Сенова, руководитель климатического секретариата Российского социально–экологического союза.
"В России переработка отходов на биогаз стоит дороже, чем покупка природного газа. Проекты оказываются нерентабельными", — говорит эксперт.
С проблемой рентабельности экологической инициативы в Ленинградской области столкнулась, например, птицефабрика "Роскар" (оборот — 6,4 млрд рублей в 2017 году), которая планировала строительство пометосжигательного завода, также по проекту финской компании. Как рассказал "ДП" источник на рынке, сейчас проект птицефабрики приостановлен.
Создадим свою стратегию
Финляндия занимает 58–ю строчку в мире по выбросам углекислого газа, согласно отчету British Petroleum за 2018 год. Крупнейшие эмитенты CO2 — Китай, США, Индия и Россия. В рамках конвенции ООН об изменении климата в 2015 году страны договорились взять на себя обязательства по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. По состоянию на 2019 год только два государства — Индия и Китай — ратифицировали соглашение.
В России Минэкономразвития готовит собственный документ — национальную стратегию развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Как заявил заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин, она предусматривает создание специальных систем учета, проектов по абсорбции выбросов и взимание сбора за превышение целевых показателей. Появление проекта стратегии запланировано на конец 2019 года.
В ожидании закона
Сельхозпредприятия в России пока не придают особенного значения проблемам глобального потепления. "Для определения углеродного следа необходимо провести огромное множество дорогостоящих исследований, которые не являются обязательными для предприятий. И вопрос о точности определения углеродного следа останется открытым. Мы считаем, что это должно контролироваться на государственном уровне, с соответствующей системой финансирования и курирования", — считают в ГК "Лосево". Как отметили в пресс–службе ГК, сегодня на молочной ферме "Лосево" биоотходы используются в качестве удобрений — перед внесением в почву их обеззараживают в соответствии с природоохранным законодательством.
"Для каждого класса отходов у нас предусмотрен свой порядок обращения. Мы еще не проводили работу по измерению влияния углеродного следа, и, насколько я помню, этот показатель не прописан нигде", — говорит Артур Холдоенко, генеральный директор птицефабрики "Синявинская".
Удачные проекты превращения отходов в доходы возможны там, куда природный газ не дотянется, рассуждает представитель Российского социально–экологического союза.
"Я знаю примеры использования биотоплива в Белгородской и Ростовской областях. В Ленобласти пока таких проектов нет", — добавила Ольга Сенова.
“
Жители городов только начинают осознавать опасность парниковых газов и их влияние на климат. Все чаще летом население страдает от изнурительной жары, которая сейчас охватила, например, Париж. Есть регионы, где изменения еще более драматичны. Ни для кого не секрет, что повышение температуры и таяние льдов в Арктическом регионе — это объективная реальность. Франция серьезно относится к проблеме климатических изменений. Обеспокоенность выражена в том числе и среди молодежи: все больше акций и выступлений можно наблюдать среди студентов и даже школьников. По результатам последних европейских парламентских выборов неизменно растет процент голосов за партии, которые включают в числе приоритетных задач решение экологических проблем.
Уго Де Шеваньяк
генеральный консул Франции в Санкт–Петербурге