Пишу этот текст в самолете. В аэропорт Пулково меня вез ушлый мордатый мужик из Uber’a, немедленно врубивший "Дорожное радио", плевавший на знаки и без конца сигналивший всем остальным. Он являл собой образцовый экземпляр того провинциального ухарства, что распространен в России и Турции. Однако на подъезде к шлагбаумам перед аэропортом сориентировался мгновенно: "Высажу в зоне прилета, там лифты наверх, подниметесь, а то на отлете засада!"
Я кивнул. Не было и семи утра, но весь оставшийся путь в зону отлета представлял собой автомобильную пробку, которая через 15 минут черепашьего продвижения должна была обернуться платой в 700 рублей штрафа (больше 15 минут машина у аэропорта бесплатно находиться не может), а де–факто — платой за лоховство. Ведь водитель–лох мог и не брать заказ в аэропорт. Или, покумекав, сделать тот же маневр, что и мой мордатый.
Летаю из Пулково часто и, когда без багажа, предпочитаю добираться сюда на метро и автобусом — именно потому, что автобус избавлен от ожидания в забитом бутылочном горлышке на подъезде. Но с чемоданами общественный транспорт не вариант. И вот уже примерно полгода, как очередной друг за рулем (обычно мне в Uber’e попадаются честные и бедные люди откуда–нибудь из–под Бухары) делает на подъезде страдальческие глаза и возносит просьбы Аллаху, высадив меня, уехать быстрее чем за четверть часа. И почти каждый рассказывает, как однажды на 700 рублей попал. Что дороже самой поездки.
Проблема критической по размерам пробки возникла примерно полгода назад, и должен сказать, что с таким наказанием — штрафом водителей за попадание в ситуацию, которую не они создали, — я не сталкивался больше нигде. Ни в одном аэропорте мира не видел такой убогой и циничной логистики — разве что в Стамбуле, где на пересадке создают очередь, а потом предлагают за 20 евро без очереди пройти.
Пишу об этом с такой печалью потому, что нынешнее Пулково — совсем новый терминал. Петербург реконструировал аэропорт позднее всех сколько–нибудь значимых городов мира. Но у отстающих всегда есть преимущество: можно учесть ошибки (и перенять лучшее) у тех, кто начинал раньше. Пулково могло, например, снабдить все кресла в зале ожидания розетками для зарядки мобильника, — этими главными друзьями путешественника. Такое есть в Вене в терминале Skylink, и такие розетки просто гроздьями растут в новом терминале в Дубае. Можно было сделать вообще редчайшую (хотя и логичнейшую) вещь: в "чистой" зоне, куда доступ со своими напитками запрещен, установить фонтанчики с бесплатной питьевой водой. Россия — бедная (на фоне Австрии или ОАЭ) страна, но бедные люди тоже порой летают. Не знаю, встречались ли вы взглядом с родителями из малоимущих семей, у которых дети в "чистой" зоне канючат попить. Понимали ли отчаяние, с которым они читают ценники: бутылочка воды — рублей двести, не меньше. Видел такое несколько раз и каждый раз испытывал жгучее чувство стыда, в том числе и за отсутствие совести и сострадания у тех, кто российскими аэропортами руководит.
Да, знаю, что фонтанчики с водой встречаются мало где в мире, хотя все же есть: в Германии, например. И помню, как однажды летел с пересадкой во Франкфурте, дико ранним рейсом, кафе были закрыты, но на пересадке ждали бесплатные чай и кофе от "Люфтганзы".
Да, я знаю, что это и в Германии редкость. Но оправдание по принципу "у них тоже плохо" совсем уж скверно.
Мне дико не нравятся ушлые водилы, не уважающие чужих прав на дороге: они подвергают и мою жизнь опасности.
Хамство вообще стратегически ведет к убыткам, хотя порой помогает заработать. Но и Пулково ведет себя по отношению к водителям и пассажирам ровно с той же ушлостью хама…
…Дописываю. Мой самолет идет на посадку в стране, которая многократно богаче России. Однако там много бесплатного, причем такого сорта, про который в России презрительно говорят: "В пользу бедных". То есть не только автобаны, но и, скажем, общественные "травяные огороды", где любой бедняк может нарвать себе на обед базилика или шнитт–лука. Совесть там предшествует бизнесу. Может, от этого и богатство?