«Ленэнерго» обещает ускорить и упростить процедуру подключения к электросетям. Пока корпоративные абоненты считают ситуацию неудовлетворительной: на получение электроэнергии тратится до 70 дней. Спорные вопросы участники рынка и эксперты обсудили на круглом столе «ДП».
Андрей Журавлев, начальник отдела контроля естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу:
— Большинство поступающих к нам жалоб касается так называемого опосредованного подключения, в первую очередь на территориях промышленных объектов. Нередко электросетевое хозяйство было выкуплено отдельными лицами. С одной стороны, они не вправе отказывать в перетоке электрической энергии, с другой — вполне логично хотят получать плату за содержание таких сетей. До конца года в связи с постановлением Конституционного суда РФ правительство России должно урегулировать вопрос оплаты услуг таких работ.
Непосредственно сетевые организации на сегодняшний день могут сократить сроки подключения, в том числе благодаря реализации электронного документооборота. А вот сроки выполнения технических условий, скорее всего, останутся предельными, закрепленными в действующих нормативах.
Иногда ПАО «Ленэнерго» требует не предусмотренные законодательством документы или трактует нормы в свою пользу. Складывается ощущение, что это делается с целью оттянуть подключение. Но случаи такого навязывания носят разовый характер. Хотя, возможно, многие потребители соглашаются с таким навязыванием и не подают жалобы. Как надзорный орган мы не проводим проверку всех заявок, поступающих в сетевые организации.
Другая существенная проблема — безучетное потребление. Порой складывается впечатление, что сотрудники «Петроэнергоконтроля» специально пользуются недостаточной грамотностью населения и юридических лиц в сфере электроснабжения и оформляют спорные акты о безучетном потреблении и вследствие этого выставляют миллионные счета.
Анатолий Тарасов, начальник управления перспективного развития комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга:
— На сегодняшний день в рейтинге Doing Business, который составляют эксперты Всемирного банка, Россия по критерию подключения к системе электроснабжения находится на 12-м месте.
Со стороны региональных органов власти Санкт-Петербурга сделано все для упрощения процедуры подключения. Например, согласование работ с Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ) с получением порубочного билета проводится в электронном виде и занимает до 10 рабочих дней.
У арендаторов были серьезные проблемы с заключением договоров энергоснабжения арендуемых у города нежилых помещений. ПАО «Ленэнерго» обеспечило выдачу комитету имущественных отношений (КИО) бесплатно 11,3 тыс. актов технологического присоединения, необходимых для заключения договоров энергоснабжения.
Существуют и злоупотребления, но чаще со стороны самих абонентов. Например, земельный участок дробится на несколько, каждый на льготных условиях подключают по 150 кВт, так в сумме набирают до 2,5 МВт. Тогда как сетевые компании вынуждены «раскидывать» убытки между другими, добросовестными потребителями. Основные причины переносов сроков опять же чаще всего связаны с неготовностью оборудования потребителей.
Сейчас обсуждается инициатива правительства России освободить мощности, которые зарезервированы, но фактически не используются. Предлагается взимать плату за неиспользуемую мощность, которая компенсирует расходы на содержание сетей и трансформаторов, которые в настоящее время оплачивают все потребители.
Владимир Подкорытов, заместитель директора ООО «ЮВКС Оператор»:
— Сегодня сложилась странная ситуация: каким-то удивительным образом в момент подготовки акта технологического присоединения на каждый объект выходит с проверкой «Петроэнергоконтроль». Тогда как у заявителя просто нет возможности остаться в правовом поле, если электричество на объекте присутствует. Почему для одних потребителей напряжение подается до оформления акта, для других — этого не происходит? Задача у «Петроэнергоконтроля» одна — представившись сотрудником «Ленэнерго», попасть на объект и составить акт бездоговорного потребления. В итоге потребителям порой приходится идти на самообман — привозить дизель-генераторы и утверждать, что на самом деле мы питаемся от них. Они ловят нас, мы — обманываем их. Зачем?
Кроме того, нередко сетевые компании отказывают в присоединении опосредованно подключенных потребителей. Скажем, на каком-нибудь «Красном треугольнике» или «Красном октябре» абонент питается через завод, платит большие деньги и хочет уйти из кабалы. Но «Ленэнерго» говорит ему нет.
С другой стороны, многое улучшилось. Например, у Петербургской сбытовой компании есть подразделения, которые всего за 2 дня и бесплатно готовят договор энергоснабжения.
Александр Логинов, заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания Кедр»:
— К сожалению, мы никаких улучшений не видим, ситуация с «Ленэнерго» складывается очень непростая. На каждый из 15 участков в зоне промышленной застройки во Всеволожском районе Ленинградской области еще несколько лет назад были поданы заявки на подключение по 150 кВт, но ПАО «Ленэнерго» их проигнорировало. Только после вмешательства Федеральной антимонопольной службы оно заключило с нами договоры. Сегодня все сроки истекли, но электроэнергии нет, и когда будет — непонятно. Хотя с нашей стороны все условия выполнены. А время идет: не дни и не месяцы, а годы!
Хочу отметить, что наши иностранные партнеры поражены сроками технологического присоединения в России. Для них это 2-3 недели, максимум месяц. Немцы, французы и швейцарцы просто уходят. А ведь все это — непостроенные предприятия для развития промышленности в Ленобласти, несозданные рабочие места, неполученные налоги для развития региона. Очень неприятно.
Александра Есипова, начальник отдела управления организацией ЧОУ «Школа Экспресс»:
— В нашей школе вопрос подключения не может решиться с 2016 года. Как только мы получили акт технологического присоединения — тут же пришел «Петроэнергоконтроль» и оштрафовал.
Мы субабоненты, арендуем встроенные помещения. Два года ПАО «Ленэнерго» отказывало в принятии документа, теперь отправляют в управляющую компанию. Более того, теперь нам еще надо перекладывать кабель.
На момент получения помещения свет в нем был, а вот договора не было. Причем в акте технологического присоединения прописано 50 кВт, которые нам не нужны. Мы готовы отдать их второму помещению, принадлежащему комитету имущественных отношений. Но «Ленэнерго» не может за нас разделить, а в КИО даже не знают, что такое киловатты. В свою очередь «Петроэнергоконтроль», являющийся по существу коллекторской компанией, ходит к нам как на работу. Получается замкнутый круг.
Павел Дьяков, исполняющий обязанности заместителя генерального директора по технологическому присоединению ПАО «Ленэнерго»:
— Мероприятия по подключению заявителей ПАО «Ленэнерго» исполняются в нормативные сроки. Однако существует проблема неисполнения обязательств со стороны заявителей.
Доля заявок на технологическое присоединение с мощностью до 150 кВт превышает 95%. При этом наши расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от и до присоединяемых устройств для «льготной» категории заявителей не включаются в состав платы за технологическое присоединение и составляют выпадающие доходы.
Сложилась обширная практика, когда владельцы земельных участков неоднократно межуют их на несколько с целью формирования заявок на технологическое присоединение до 150 кВт. При этом фактически речь идет о подключении одного объекта. По мнению сетевой организации, такие действия содержат в себе признаки злоупотребления правом. В итоге создаются невостребованные мощности, которые простаивают без потребления энергии. Происходит необоснованный рост затрат, компенсируемых в составе тарифа на передачу электрической энергии. Финансовая нагрузка при этом ложится на плечи всех потребителей, в том числе на население.
Исключение такой недобросовестной практики осуществления предпринимательской деятельности возможно при внесении изменений в действующее законодательство, пересматривающих подход к передаче полномочий по предоставлению льгот на уровень региона.
Чтобы предупредить связанные с безучетным потреблением споры, добросовестный потребитель должен ежемесячно передавать показания прибора учета, а в случае выявления его неисправности или повреждения пломбы — незамедлительно сообщить о данном факте в сетевую или сбытовую организацию.
Цифра
9,5 тыс. договоров технологического присоединения было заключено ПАО «Ленэнерго» в 2018 году.