Сеть гипермаркетов из Петербурга пытается через суд добиться признания своего товарного знака общеизвестным, получив отказ в Роспатенте.
Первую попытку компания предприняла в 2017 году. Но тогда Роспатент отказал ретейлеру, сославшись на незначительный географический охват использования товарного знака.
В марте 2018–го суд по интеллектуальным правам (СИП), где коммерсанты обжаловали решение ведомства, удовлетворил их заявление, поскольку нормативы не содержат каких–либо количественных критериев, которые позволяют отделить общеизвестные товарные знаки от знаков, не имеющих широкой известности.
Обычный товарный знак регистрируют в определенном классе товаров. В этом случае другие производители аналогичных товаров его использовать не могут, но производители другой категории — могут. Общеизвестный товарный знак распространяется на все классы. Кроме того, он охраняется бессрочно, тогда как обычный — только 10 лет, после чего права на него следует продлевать.
Партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры" Виктор Станковский отмечает, что общеизвестность товарного знака — хороший инструмент для любой компании: "О’Кей" является правообладателем нескольких товарных знаков, но они не имеют статуса общеизвестных, и такое положение создает компании определенные неудобства".
Но и на этот раз ретейлер не смог добиться желаемого. В январе этого года Роспатент снова отказал ему: текущий товарный знак (красный шрифт на белом фоне) за эти годы использовался "в разном цветовом сочетании".
В связи с этим ведомство не находит оснований для вывода о том, что "данный товарный знак приобрел широкий уровень известности".
Торговая сеть повторно обжаловала это решение в СИП. В компании отказались предоставить "ДП" комментарий.
Юрист петербургского офиса юридической фирмы "Борениус" Вера Зотова отмечает: похожие основания для отказа в признании знака общеизвестным Роспатент усмотрел в деле по товарному знаку Raffaello, в котором обозначение использовалось в разных вариациях (шрифт и цветовое сочетание). Это решение Роспатента в настоящий момент также оспаривается в СИП.
"Спор "О’Кей", с одной стороны, не носит прецедентного характера, но с другой — его нельзя назвать рядовым. Если ретейлер сумеет добиться поставленной цели, то таким образом проложит дорогу для других ретейлеров.
Схожая ситуация была в финансовом секторе: сначала товарный знак зарегистрировал Сбербанк, а по его следам прошли Альфа–Банк и ВТБ", — отмечает Виктор Станковский.
"На данный момент не редкость, когда СИП отменяет отказные решения Роспатента и обязывает ведомство повторно рассмотреть заявление о признании товарного знака общеизвестным.
К примеру, такая ситуация была по товарным знакам UAZ и "Ушастый нянь", которые были признаны Роспатентом общеизвестными при повторном рассмотрении", — обращает внимание Вера Зотова.
В случае победы "О’Кей" получит и имиджевые плюсы: к примеру, он будет находиться в одной компании с такими брендами, как Adidas, Coca–Cola, LEGO, если говорить о российской части этого списка, то можно упомянуть МТС, "Яндекс" и Сбербанк, добавляет глава петербургского офиса юрфирмы "Городисский и партнеры".
Сеть магазинов "О’Кей" представлена двумя форматами: гипермаркетами "О’Кей" и дискаунтерами "ДА!". На 2018 год в сети было 160 магазинов, размер чистых активов по ФСБУ компания оценивала в 12,4 млрд рублей.